РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа добавлена: 2018-08-29






Контрольная работа на тему:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТВАЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оглавление

I. Основы восприятия времени дошкольниками

1.Понятие времени, его свойства

Время – это философская категория, однако это актуальная проблема и для педагогической науки. Единого определения времени не существует. Каждая наука рассматривает понятие времени с точки зрения своего предмета изучения. Однако, проведя анализ литературы, можно дать следующее обобщенное определение понятию время. Время – это необратимое течение, форма существования материи, заключающаяся в последовательности сменяющих друг друга явлений [15].

Выделяют следующие основные свойства времени:

Лебеденко Е.Н. подтверждает, что «время, как объективная реальность, очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, не имеет наглядной основы. Важными характеристиками времени является его текучесть, непрерывность и необратимость. Кроме того, время обладает периодичностью, длительностью» [1, с. 4]

Текучесть времени проявляется в том, что ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, одномоментно, а только в своем последовательном течении, то есть фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно только вспомнить. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами. Время не доступно непосредственному созерцанию: его не видно, не слышно, не имеет наглядных форм. Со временем нельзя производить каких-либо действий. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить [5, с. 6].

2.Cложность восприятия времени детьми

Анализ научных исследований показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. Так, Мусейибова Т.А. отмечает недостаточное осознание детьми старшего дошкольного возраста различных единиц измерения времени и их элементарно-практическом использовании в жизни [4]. Например, определение дня недели, какой день был вчера, какой будет завтра, число и название текущего месяца, название времени года и относящиеся к нему месяцы. Особенно отчетливо прослеживается непонимание детьми системного характера каждой отдельной единицы измерения времени, то есть неделя состоит из 7 дней или год составляют 12 месяцев и т.д.

По мнению Рихтерман Т.Д., восприятие времени ребенком носит опосредованный характер, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности [7]. Представления детей отличаются большей точностью о таких временных промежутках, которые формируется на основе личного опыта. Поэтому рекомендуется знакомить детей с такими интервалами времени, которые можно измерить, определить их длительность, последовательность, ритмичность.

Большинство детей не придают значения природным явлениям, не устанавливают последовательность частей суток, последовательность дней недели. Быстрее запоминаются дни, обладающие выраженной эмоциональной окраску для ребенка. Подобная особенность обнаруживается и в запоминании детьми названий месяцев.Исследования восприятия времени дошкольниками обнаружили, что знания детей неадекватны, недостаточно осознаны, единичны, отличаются статичностью. Часто, отсутствует  ясное понимание отдельных переходных, периодов времени: утра, вечера, рассвета, сумерек и др. Слова, характеризующие определенные интервалы времени, примерный возраст человека (мальчик, мужчина, дедушка), а также временные отношения при сравнении возрастов (старше, моложе), у большинства детей не вошли в активный словарь.Также ученые отмечают, смешение временных понятий, и отсутствие точного речевого обозначения категории времени у дошкольников (Мусейибова Т.А., Рихтерман Т.Д., Щербакова Е.В., Люблинская А.А. и др.) [2, 4, 7, 14, 15].

Существуют основные причины несформированности временных представлений у детей:

Процесс освоения времени происходит у дошкольников медленно и осуществляется через практическую деятельность самих детей [2]. Однако Рубинштейн С.Л. утверждал, что не следует преувеличивать недоступность временных представлений для детей, и что относительно позднее их развитие обусловлено недостаточным вниманием к их выработке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности и сложность восприятия времени детьми зависит не только от индивидуального опыта ребенка и его интеллектуальных возможностей, но и от педагогически правильно выстроенной работы по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста.

3.Роль чувственного опыта в восприятии времени

С точки зрения Т.А. Мусейибовой, необходимо стремиться к тому, чтобы старший дошкольник овладел знанием отдельных единиц измерения времени. Знание должно основываться на чувственном отражении временных отрезков различной длительности, то есть на прочной сенсорной основе и желательно эмоционально окрашенной [4].

Определяя роль органов чувств в восприятии времени, Сеченов И.М. предположил, что все три составляющие – представления времени, пространства и числа – с самого начала должны развиваться в связи с периодичностью движений тела, что сопровождается мышечным ощущением [15, с. 147]. По мнению ученого, люди не обладают специальными анализаторами для отображения длительности, последовательности, скорости, изменения явлений объективной действительности. Любой анализатор, который отображает разные свойства предметов и процессов, отображает и их временные особенности. Исследования учеников             Павлова И.П. дают возможность сделать вывод о том, что отличие времени является одной из важнейших функций организма и что дети, как и взрослые, способны к тонкой дифференциации временных интервалов, что чувство длительности свойственно как взрослому, так и ребенку. Оно вместе с осознанием временной последовательности явлений накапливается в опыте, постепенно вырабатывая у ребенка интуицию времени [15, с. 147].

Так называемое «чувство времени» формируется у детей на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Ребенок еще не обладает обобщенным «чувством времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, то есть, имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же единицами времени, и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко [2].

Таким образом, в дошкольном возрасте формировать чувство времени необходимо применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности.

II. Программные требования к представлениям о времени детей дошкольного возраста

«Программа воспитания и обучения в детском саду» для государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие элементарных математических представлений» предъявляет следующие требования к представлениям у детей дошкольного возраста о времени.

Детям в старшей группе необходимо:

К концу года дети должны:

Детям посещающим подготовительную к школе группу следует:

К концу года дети должны знать:

III.  Анализ представлений детей о времени

Для выявления представлений детей о времени, было проведено обследование детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы.

В эксперименте участвовало 18 детей. С целью выявления представлений детей о времени была проведена беседа. Вопросы к беседе были тщательно и заранее продуманы. Они строились таким образом, чтобы дети, отвечая на них, использовали следующие слова:

Анализ полученных результатов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Знание детьми временных периодов и понятий

№ п/п

Периоды времени и временные понятия

Количество

детей

1

Названия частей суток

10

2

Названия времен года

16

3

Названия месяцев года

8

4

Название дней недели

10

5

Вчера, сегодня, завтра

9

6

Было, будет, прошло, наступит

11

7

Недавно, давно

4 - недавно

8

Сначала, потом

16

Как видно из таблицы 1, из 18 детей группы, названия частей суток знают и уверенно используют в речи только 10 дошкольников. При перечислении частей суток, наибольшие затруднения у 8 детей вызвал «день». Они опускали его при перечислении частей суток.

Названия времен года твердо усвоили 11 дошкольников. Только два ребенка не смог назвать такое время года как весна.

Большинство детей, не знают или знают, но не все названия месяцев года. Лишь 8 человек могут безошибочно перечислить все месяцы в году.

Десять детей из группы знают дни недели. Остальные дошкольники путают, переставляя дни недели местами, не называют несколько дней недели. Стоит отметить, что большинство детей быстрее всего вспоминают субботу и воскресенье.

Наречия времени «вчера», «сегодня», «завтра» понимают и употребляют в речи только половина детей группы. В основном дошкольники применяют в речи «сегодня». Если задавать вопросы после тихого часа, то иногда «сегодня» превращается в «вчера».

Большинство детей называют понятия «было», «будет», «прошло», «наступит». Следует заметить, что их употребление всегда связано с личным опытом ребенка, непосредственной деятельностью, в которую он включен. Например, «это было давно, когда я был маленьким», «будет, когда придет Дет Мороз», «скоро наступит Новый год», фразу «уже прошло» дети часто употребляют после болезненного удара и т.д.

Слова «недавно» и «давно» употребляют в речи только 4 ребенка из группы. Их сверстники, отвечая на вопросы, чаще говорили: «давно, но не совсем давно, близко» или «не так уж давно».

Гораздо чаще дошкольники пользуются понятиями «сначала» и «потом». Шестнадцать детей из группы употребляют их в речи.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о среднем уровне развития временных представлений у детей старшей группы. Число допущенных дошкольниками ошибок или незнание временных категорий, доказывает необходимость внедрения в процесс обучения детей специальных приемов по формированию у них представлений о времени.

IV.Приемы формирования представлений о времени у дошкольников в повседневной жизни, в разных видах деятельности

Представления о времени формируются у детей в основном в повседневной жизни и базируются на прочной чувственной основе. Поэтому важно уточнять представления детей о частях суток, названиях дней недели, месяцев, времен года связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью и т.д.

Ниже представлены интересные упражнения и игры по формированию представлений о времени у детей.

Авторская разработка

В раздевалке детского сада на внутренней поверхности дверей шкафчиков расположить отрезок в виде линейки с названиями дней недели или символами (для не читающих детей). Каждый день ребенок приходя в детский сад, переставляет подвижный бегунок на нужный день недели.

Упражнение «Живая неделя»

Дети выстраиваются в одну линию по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я  - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

Аппликация Краски осени (в детском саду и дома)

Наберите букет из осенних листьев. У каждого дерева листья осенью имеют свой цвет. Прогладьте листья горячим утюгом. А затем возьмите лист ватмана, краски, мелки, клей и пусть ребенок наклеивает листья на бумагу. Картину можно дополнить рисунками.

«Двенадцать месяцев»

На стол выкладываются карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешиваются. Игроки выбирают карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «перевоплотились» в 12 месяцев. Детям задаются вопросы:

- Первый месяц, как тебя зовут?

- Двенадцатый месяц, назови себя.

Правила игры можно усложнить тем, что каждый месяц должен рассказать о себе и о своих «соседях».

Дидактическая игра «Чьи сутки (год, неделька, месяц) быстрее соберутся»

Цель: закрепить знания детей о порядке следования  дней недели, частей суток, месяцев в году, развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей.

Дети делятся на две или более команды. У каждой команды в руках номер соответствующей дню недели (части суток, месяцу в году) или пиктограмма, обозначающая день. Дети разбегаются по игровому помещению, а по сигналу педагога должны выстроиться в правильной последовательности.

Подобную игру можно проводить в рамках физкультурного занятия.

Дидактическая игра«Вчера. Сегодня. Завтра»

Цель: закрепить у детей понятия "Вчера", "Сегодня", "Завтра", соотношение числа с днём недели, последовательность дней в неделе. Учить планировать и анализировать свою деятельность в трехдневный отрезок времени.

Дети с помощью специально подготовленных для дидактической игры карточек отмечают месяц, день недели, число. Это модифицированный вариант игры «Когда это бывает». Дети вспоминают события, произошедшие с ними в трехдневный отрезок недели, и рассказывают, когда происходило это событие «вчера», «сегодня», или ему предстоит произойти «завтра».

V. Комплексно-тематический план работы с детьми по развитию представлений о времени

Комплексно-тематическое планирование для детей подготовительной к школе группы

На тему: «Формирование представлений о времени»

Задачи:

Итоговые события:

«Путешествие в страну времени»,  выставка детских работ, конкурс знатоков «Что я знаю о сутках?», Игра «Знатоки времени».

Направл.

развития

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образоват-ные

области

Коммуни-кация

Познание

Чтение худ.

лит-ры

Социализа-ция

Труд

Безопас-

ность

Художест-венное

творчество

Музыка

Физкульт-а

Здоровье

Виды деятельности

Свободное общение: «О чем говорят месяцы?», «Понедельник, поче-му так на-зывается?»

«Когда деревья надевают этот наряд?», «Выбери признак времени года», «Звонок из Америки, почему так поздно?».

Беседы: «Роль времени в жизни человека, расте-ний и животных», «Каждому празднику свое время», «Я вчера..», «Завтра я…», «Сначала».

Рассмотрение картин «Времена года», «Части суток», «Знаком-ство с календа-рем».

Д/и «Назови лишний месяц», «Идем гулять», «Круглый год», «Подбери словеч-ко», «Когда это бывает?», «Самый короткий день недели».

См. книжный уголок. Интегратив-ная деят-ть: чтение, обсуждение, заучивание стихов и загадок, считалок. Обсужд-е пословиц и поговорок, народных примет.

Беседы: «Для чего переводят время», «Почему так назы-ваются?»,

«Как появились часы?», «Для чего человеку кален-дарь?», «Как работают солнечные часы?»

С/р игра

«В гости к календа-рю», «Почта»,

«Семья».

Рассказы о труде людей в разные сезоны, «Труд дворника зимой, весной, летом, осенью».

Сбор листьев, палочек на участке. Подкорм-ка птиц.

Беседы о безопасном поведении в темное время суток.

«Что будет, если перепутать вчера и завтра?», «Чем опасны разные времена года?».

Рисование:

«Четыре времени года».

Лепка:

«Часы»

Аппликация:

«Краски осени».

Конструир-е:

«Календарь».

Песни:

Фиксики «Часики»,

«Три белых коня», «У меня сегодня празд-ник», «Выход-ной», «Кто ходит в гости по утрам…»

П.И. Чайковс-кий «Вре-мена года».

П/и «Чья неделька быстрее соберет-ся», «Братья месяцы», «Сутки»

Беседа:

«В какое время суток лучше всего занима-ться спортом? «Какому спорту, какое время года?», «Празд-ник здоровья и спорта

по календа-рю»

Созда-ние условий для самост-й деят-ти детей

Книжный уголок:И.Бунин «Первый снег», И.Никитин «Встреча зимы», Т.А. Шорыгина «Точные сказки», сказка «Катя и время»,стихотворение о Мухе-чистюхе Я. Бжехва, С.Маршак «Двенадцать месяцев» и т.д.

Центр сюжетно-ролевых игр:созданиепредметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для с/р игры «Аптека».

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр:Н/п игры: «Времена года», «Разрезные картинки», «Подбери пару», «Четыре сезона», «Что сначала, что потом», «Вчера. Сегодня. Завтра».

Центр строительно-конструктивных игр:строительствокалендаря из деревянного конструктора, обыгрывание построек.

Центр продуктивных видов деятельности:материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда, раскраски, обводки по теме.

Взаимо-де-е с семьей

СозданиеКалендаря в группу.

Выставка коллективной работы детей на тему: «Четыре сезона».

Был разработан комплексно-тематический план для двухнедельной работы с детьми по формированию представлений о времени.

Работа проходила вподготовительной к школе группе.

Тема: «Формирование представлений о времени»

Цель:

Планируемым результатом выступало знание детьми названий дней недели, частей суток, месяцев. Использование детьми слов вчера, сегодня, завтра, было, будет, прошло, наступит, недавно, давно, сначала, потом.

Работа велась по всем образовательным областям и включала в себя индивидуальную, подгрупповую и групповую работу. Образовательная деятельность отражалась во всех режимных моментах.

Работа была построена во взаимосвязи со специалистами детского сада (музыкальный и физкультурный работники) и семьями детей.

Ниже приводится пример плана полного дня работы в группе по формированию у детей представлений о времени.

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа

Утро

Работа с календарем погоды: отметить и назвать день недели, назвать часть суток, назвать месяц. Повторить названия осенних месяцев. Выставить на календаре приметы осени.

Утренняя гимнастика «Минуту попрыгай, минуту постой», «Сначала я, потом ты», «Будь внимателен».

Пальчиковая гимнастика: «Старший братец Понедельник».

Беседа с детьми на тему: «Роль времени в жизни человека, растений и животных».

Д/и «Круглый год».

Психогимнастика «Часики».

Рассматривание книг с иллюстраций в книжном уголке.

Н/п игры «Подбери кар-тинку», «Разрезные кар-тинки», «С какого дерева наряд?», «Когда это бывает?», «Дорисуй»,  настольный конструктор.

Развитие мелкой моторики – обводка с последующей штриховкой.

Свободное общение: «О чем говорят месяцы?».

С/р игра «Семья».

Работа с ножницами(Влад, Андрей)

Закрепление названий дней недели

(Света, Артем )

«Подскажи родственное слово»

(Даня, Тоня, Аня)

«Придумай рассказ по картинке

(Гриша, Тоня, Даня)

«Продолжи закономерность» (Аня, Даша)

«Что забыл нарисовать художник?» (Лера)

Непосредственно

образовательная

деятельность

1.Социальный мир: «Для чего человеку календарь?»

Познакомить детей с историей возникновения календаря, с разнообразием их видов. Повторить времена года, названия месяцев их составляющие, названия дней недели.

Д/и «Что сначала, что потом» (времена года).

2.Аппликация: «Краски осени». Учить детей выбирать композицию или придумать свою, подбирать фон, аккуратно приклеивать листья к листу бумаги.

Прогулка

Продолжаем наблюдение за признаками осени, учимся выделять их. Учимся характеризовать погоду (осенью дождливо, прохладно, пасмурно, ветрено).

П/и «Братья месяцы».

Д/и «Подбери словечко».

Уборка на участке сломанных веточек, опавших листьев.

Игры по интересам детей, игры с выносными игрушками.

Прыжки с разбега в длину (Даня).

Повторяем части суток (Максим)

Вечер

Бодрящая гимнастика на кроватях.

Воздушные процедуры.

Чтение сказки  Т.А. Шорыгиной «Четыре лебедя», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций художников в книжном уголке по теме «Лес». Прослушивание произведения П.И. Чайковского «Времена года».

Отгадывание загадок о частях суток и днях недели.

Д/и «Сегодня вторник, какой день был вчера? Какой день будет завтра?»

Н/п игры «Времена года», «Что сначала, что потом»

С/р игра «Больница».

«Сложи узор» (кубики Никитина)

Артем М.

«Обведи и раскрась» (Матвей).

Прогулка

Наблюдение за продолжительностью дня, приближается зима, день становится короче. Вчера день был короче, чем сегодня.

П/и «Стоп»

Д/и «Когда это бывает?», «Называй, не зевай!»

Игры по интересам детей.

Кормим птиц, насыпаем семечки в кормушку.

Собираем игрушки перед уходом домой.

Разучивание считалки

«Семь дней недели»

(Даша Л., Максим)

Создание условий для самостоятельной деят-ти детей

Подборка иллюстраций и книг для книжного уголка по теме. Подбор различных видов календарей.

Взаимодействие с родителями

Познакомить родителей с художественной литературой по теме, а также с играми по формированию представлений о времени, которые родители могут использовать в повседневной жизни.

Анализ полученных результатов

Проведенная работа показала, что систематизированный подход к развитию представлений детей о времени, а также тесная работа педагогов и семьи дает положительный результат.

Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно быть выстроено на основе строгой системы и последовательности. Знание детьми одних интервалов времени, возможность их определения и измерения, должны стать основанием для знакомства со следующими.

Дети дошкольного возраста постоянно накаливают знания о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). В этом процессе необходимо оказывать им помощь, помогать в овладении столь трудных понятий.

В работе следует использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены части суток, дней недели, месяцев.

Список литературы

  1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб., 2003. 80 с.
  2. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. 385 с.
  3. Михайлова З.А., Носова Е.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Спб.: Детство-пресс, 2008.
  4. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. № 3. С. 36-40.
  5. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учнбно-методическое пособие. СПб., 2004. 64 с.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозанка – Синте, 2005.
  7. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980.
  8. Сербина Е.П. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1982.
  9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М., 1998. 336 с.
  11. Формирование представлений о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. 1986. № 7.
  12. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени. // Дошкольное воспитание. 1979. № 1.
  13. Щербакова Е. Формирование временных представлений. // Дошкольное воспитание. 1988. № 3.
  14. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 2001
  15. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Разработка научно-образовательных материалов по тематике психолого-педагогического сопровождения воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

2. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами

3. Национальный танец как средство воспитания этнокультурной толерантности детей подросткового возраста в хореографическом коллективе

4. Краткая история развития системных представлений

5. Формирование системы представлений и понятий на уроках интегративного курса «Окружающий мир»

6. ПСИХОЗЫ СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

7. Проблемы подросткового возраста

8. Происхождение и развитие психики. Понятие о психике. Развитие психики (по Выготскому Л.С.)

9. Конспект руководства игровой деятельностью детей

10. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ