Понятие, система и принципы социального партнерства

Работа добавлена: 2018-09-28






Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Кафедра трудового и предпринимательского права

Шипицов Алексей Романович

Понятие, система и принципы социального партнерства

Курсовая работа по дисциплине трудовое право

студента 5 группы, 3 курса

Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

очной формы обучения

Научный руководитель:

доктор юридических наук, доцент Благодир Алла Леонтьевна

Дата сдачи:__________________

Дата рецензирования:_________

Дата защиты:________________

Оценка:_____________________

Киров

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

После распада СССР перед современной Россией встало множество вопросов и проблем в организации государства и экономики. Это было необходимо, так как социалистическая модель командной экономики показала свою не состоятельность на тот момент. Российская Федерация перешла к капитализму. Ключевое значение при этом имеют процессы, происходящие в сфере социально-трудовых, экономических и иных непосредственно связанных с ними отношений. Здесь складываются новые формы взаимодействия между субъектами трудовых отношений, а так же совершенно другие стереотипы трудового поведения.

Начатое в России движение к рынку, сопровождаемое внутренними противоречиями, сделало наиболее важной и актуальной проблему достижения гражданского мира и общественного согласия.

Разрушив прежние отношения, рождённые в период господства государственно - монополистического социализма, реформаторы оказались перед множеством новых проблем, к решению которых они не были готовы.

Переходный период характеризовался расслоением общества, снижением качества жизни, ростом преступности, развалом в государственном управлении, адаптацией к новым социальным условиям и законам. Все это привело к росту социального напряжения и к разрушительным конфликтам. Встал вопрос о достижения согласия в обществе. Как показывает практика реформ в России, добиться такого согласия очень сложно. Построение гражданского общества с социально - ориентированной экономикой, многообразной духовной жизнью требуют и соответствующих методов регулирования отношений между обществом и государством, классами и социальными слоями, работодателями и наёмными работниками.

Появилась надобность в не конфронтационном способе регулирования общественных отношений, и Россия обратилась к опыту развитых стран, в которых последние десятилетия успешно используется такой способ регулирования общественных, социально - трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, как «социальное партнёрство», который нашёл своё применение и в России.

Актуальность данной работы выражена в том, что сама задача построения социального государства в России обязывает развивать гражданское общество для установления диалога между ним и государством. Социальное партнёрство необходимо для развития такого взаимодействия. Основанное на демократических принципах, оно позволяет добиться общественного согласия, при котором реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство - это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества.

Социальное партнерство, безусловно, является важной вехой на пути построения гражданского общества и развития механизмов достижения согласия между субъектами, изначально имеющих конфронтирующие интересы.

Анализ состояния социального партнёрства в Российской Федерации показывает, что определённый опыт его развития имеется на федеральном и региональном уровне. Действуют Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, принимаемые комиссией Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В большинстве регионов Российской Федерации созданы аналогичные региональные комиссии и приняты ими соответствующие соглашения на региональном уровне. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» — Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Целью исследования является: Рассмотрение и характеристика сущности, системы и принципов социального партнерства в сфере труда в РФ.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. определить понятие социального партнерства в сфере труда;

2. провести анализ организации системы социального партнерства в Российской Федерации;

3. охарактеризовать основные принципы социального партнерства.

Объектом данного исследования будет социальное партнерство в сфере труда.

Предметом исследования является система, сущность и принципы социального партнерства в механизме налаживания взаимодействия между субъектами социально - трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Глава 1. Понятие и значение социального партнерства в сфере труда

Термин «социальное партнерство» появился относительно недавно. Он был предложен после Второй мировой войны в Германии немецкими профсоюзами в рамках взаимоотношений с объединениями работодателей и был поддержан последними. План социального партнерства не отрицал конфликты и противоречия в социально-трудовых отношениях, но главным считал достижение баланса интересов сторон — Лушникова М.В., Лушников А. М. Социальное партнерство в сфере труда. Ярославль, 2008. С. 104..

О предпочтительности«классового мира» и «социального сотрудничества», согласования интересов работников и работодателей, необходимости вмешательства государства в регулирование трудовых отношений между работниками и работодателями, нежелательности прямой борьбы писали такие российские ученые, правоведы, в конце ХIХ в. работавшие в качестве фабричных инспекторов, как И. И. Янжул, В. П. Литвинов-Фалинский, И. Х. Озеров и др. — Лушников А. М., Лушникова М. В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 2010. Т.1.

Впервые на международном уровне законодательное определение социального партнерства было закреплено в Конвенции МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» в 1949 г. — Конвенция N 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ. В конвенции указывалось  о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей, отказ от противоборства и конфронтации. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

В узком и наиболее распространенном значении социальное партнерство – это способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества. При этом существуют два совершенно противоположных точки зрения.

Первое точка зрения, наиболее распространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами. Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело к ликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических противоречий пришли конфликты между организациями, представляющими разные интересы в обществе. Такие конфликты можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Вторая точка зрения состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Мое мнение состоит в том, что классовые противоречия не исчезли, принадлежность к классу определяется по отношению субъекта к капиталу и в этом плане ничего не изменилось. Однако современно общество, конечно, не испытывает такого разрыва между «богатыми» и «бедными» , как это было еще сто лет назад, когда для класса пролетариев создавались унизительные условия. Корень конфликта существует поныне, но усилиями сторон социального партнерства был достигнут значительный сдвиг в сторону согласования интересов работников и работадателей.

Практика показывает, что противоречия между наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между работниками и работодателями возникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются, возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями.

В статье 23 Трудового кодекса РФ —Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018)

 

также закреплено понятие социального партнерства в сфере труда: социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Глава 2. Основные принципы социального партнерства

Обращаясь к федеральному законодательство, а именно к 24 статье Трудового кодекса — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018) можно выделить следующие принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В законах субъектов РФ можно увидеть и другие принципы, помимо перечисленных, например: полнота представительства сторон; независимость в принятии решений сторонами социального партнерства; регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, решений; соблюдение предусмотренных федеральным законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров; обеспечение функционирования специализированных организаций, созданных сторонами социального партнерства; развитие социального партнерства на всех уровнях; эффективность социального партнерства —Закон Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99-ОЗ ≪О социальном партнерстве в городе Москве≫ ст. 5.

Основые принципы социального партнерства, закрепленные российским законодательством во многом базируются на положениях международно-правовых актов. Основополагающим принципом, который назван в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. — Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998) является свобода объединения и действенное признание права на ведении коллективных переговоров. Его основное содержание раскрывается в Конвенциях МОТ № 87«О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г. — Конвенция N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и № 98«О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г. — Конвенция N 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ), а также ряде других конвенций и рекомендаций.

Анализирую акты международного права можно выделить в качестве

международных принципов:

1)полномочность представителей сторон;

2)принцип сотрудничества и проведения консультаций и переговоров между представителями правительств, работников и работодателей на всех уровнях;

3)ведение переговоров на добровольной основе; участие во всех органах на равноправной основе;

4)обязательность заключаемых коллективных договоров и соглашений;

5)использования процедур добровольного примирения и арбитража

для предупреждения и разрешения трудовых конфликтов.

Перейдем к характеристике и анализу отдельных принципов, закрепленных в Трудовом кодексе Российской федерации:

1) Равноправие сторон является основополагающим принципом подобного сотрудничество т.к. оно олицетворяет весь смысл партнерства – равенство субъектов таких отношений. Однако наш законодатель не без причин посчитал сторону работников наиболее уязвимой и предусмотрел ряд гарантий для них в ведении коллективных переговоров, закрепленных в ст. 39 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018). Принцип равноправия лежит в основе формирования комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 тк РФ) — Там же., комиссий по трудовым спорам (ст.384 тк РФ) — Там же., примирительных комиссий в рамках трудового спора (402 тк РФ) — Там же..  С другой стороны, равноправие означает также одинаковые возможности по инициированию обсуждения вопросов в рамках проведения различных форм социального партнерства.

2) Уважение и учет интересов сторон, а также заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях можно объединить в одну группу т.к. тут второе не возможно без первого. Только обоюдно учитывая и признавая права и интересы другой стороны, можно добиться от участников партнерства взаимного уважения и намерения решить поставленную проблему путем компромисса, наилучшим для обеих сторон способом. Опять же работник занимает тут более слабую позицию, ведь работодатель обладает экономическим преимуществом.

3) Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, государство должно обеспечить необходимую нормативно-правовую базу, институциональную среду через создание специальных оргонов, содействующих развитию социального партнерства, следить за соблюдением правовых норм в данных правоотношениях. Институт социального партнерства является новеллой в российском праве и поэтому ему просто необходима государственная поддержка на начальных этапах его развития.

Во-вторых, органы государственной власти сами являются субъектами социального партнерства, соответственно, соблюдают те же принципы и в своей деятельности. Это проявляется в проведении консультаций с представителями работников и работодателей при принятии решений в сфере социально-трудовых отношений, учете их позиций в формировании государственной политики в сфере труда.

В-третьих, роль государственных органов состоит в представлении интересов работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, в отношениях социального партнерства.( ст.34 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018))

4) Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или, иначе говоря, принцип законности является общеправовым и универсальным для всех отраслей права. Установленная законом формулировка лишь указывает на институциональную интерпретацию принципа законности.

5) Принцип полномочности представителей сторон имеет в наибольшей степени практическое значение, в связи с этим с его применением возникает много вопросов и нюансов. Глава 4 — Там же. и ряд других норм ТК РФ посвящены определению субъектов, которые признаются представителями сторон социального партнерства. Для установления полномочности стороны вправе в праве запросить друг у друга документы, подтверждающие их полномочия. В отношении представителей работодателей в зависимости от уровней социального партнерства такими документами будут:

1) для организации - работодателя — документы, подтверждающие полномочия руководителя организации, приказы или иные документы, подтверждающие полномочия иных лиц, которым поручено взаимодействовать с представителями работников, вести переговоры и т.п.;

2) для объединений работодателей — уставные документы, документы, свидетельствующие о том, кого представляет объединение работодателей. Профсоюзные представители работников подтверждают полномочия уставными документами профсоюзной организации.

В зависимости от формы социального партнерства, может возникнуть потребность подтвердить численность членов. Например, при ведении коллективных переговоров действует система определения надлежащего представителя на стороне работников. Если таковым является профсоюз, объединяющий более половины работников организации, работодатель имеет право поставить вопрос о подтверждении численности членов профсоюзной организации (ст. 37 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018)). В случае, если представителем является профсоюз, объединяющий менее половины работников, либо если избирался иной представительный орган, они также подтверждают, что им поручено представлять интересы всех работников на общем собрании или конференции (ст. 31 ТК РФ — Там же.).

6) Принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Российским законодателем за основы была взята Конвенция МОТ № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» — Конвенция N 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ), в которой указывается, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения.  В статье 24 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018) данный принцип сформулирован достаточно узко и явно сокращает круг вопросов по сравнению с определением социального партнерства, содержащего также иные непосредственно связанные с трудовыми отношения. В других статьях ТК РФ предусматривается более широкий предметный круг вопросов, разрешаемых на разных уровнях социального партнерства. Например, согласно ст. 35.1 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018) представители работников и работодателей, будучи членами комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, или в случае отсутствия таких комиссий — непосредственно, участвуют в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.

Суть данного принципа отражается в самостоятельном и согласованном определении перечня вопросов, выставляемых на повестку. Ограничения тут возможно лишь в случае, если положения непосредственно урегулированы законодательством. Это такие вопросы, как порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров и привлечение к дисциплинарной ответственности, то есть процессуальные элементы и вопрос о привлечении к ответственности, редко предусматривающие наличии диспозитивности в праве в целом.

7)Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств отталкивается от вышеперечисленных принципа уважения и учета интересов сторон, а так же принципа заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях. Стороны должны самостоятельно принимать решение о выборе форм взаимодействия, необходимости ведение коллективных переговоров на разных уровнях, конкретных обязательств, налагаемых на стороны по итогам переговоров и консультаций. Все это возможно только при обоюдном уважении к нуждам друг друга, а значит и заинтересованности в мирном урегулировании конфликта, достижении согласия путем уступок, сделанных на добровольной основе.

Данный принцип затрагивается и в ст. 4 Конвенции МОТ № 98«О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г. — Конвенция N 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ): государства должны способствовать развитию переговоров на добровольной основе между представителями работников и предпринимателей с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

Отвергается любое принуждение т.к. оно противоречит природе социального партнерства, оставляя поставленный вопрос открытым, а конфликт между социальными группами не разрешенным по сути, лишь удовлетворяя интересы одной из сторон, что в дальнейшем только усугубит ситуацию, повысив социальное напряжение. Государство должно проследить именно за отсутствием методов давления со стороны одного из субъектов на другого.

Конвенция МОТ № 98 — Там же. не предусматривает обязанности ведения работодателем коллективных переговоров с представителями работников, оставляя этот вопрос на усмотрение национальных систем трудового права. Согласно ч. 2 ст. 36 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018) представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

8)Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.Этот принцип обращен к практической реализации уже принятого коллективного договора или соглашения. Упор делается на то, что принятые сторонами обязательства не должны быть пустым звуком или теоретической установкой, а быть вполне реальными в их воплощении. Тут, прежде всего, должна быть обоснована их исполнимость с учетом финансово-экономического состояния работодателя или членов объединения работодателей. Не допускается завышения принимаемых обязательств, которое не возможно будет воплотить в жизнь.

9)Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений. Данный принцип следует из п. 2 Рекомендации МОТ № 91«О коллективных договорах» 1951 г. — Рекомендация N 91 Международной организации труда "О коллективных договорах" (Принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-ой сессии Генеральной конференции МОТ), в котором говорится, что«коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны».Из этого следует, что сторонами социального партнерства признаются юридические последствия заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018) коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность. В абсолютном большинстве стран мира обязательства, вытекающие из коллективного договора, являются обязательными для обеих сторон. В России это положение возведено в число принципов социального партнерства. Все условия коллективных договоров и соглашений в случае, если они сформулированы в императивной форме, являются обязательными для сторон. Существует проблема с обеспечением этого принципа в связи с тем, что исходя из определений индивидуального и коллективного трудовых споров, приведенных в ст. 381 и 398 ТК РФ — Там же., неурегулированные разногласия в связи с невыполнением коллективных договоров и соглашений могут относиться и к числу индивидуальных, и к числу коллективных споров. В связи с этим возникает опасность параллельного возникновения двух различных видов споров. На практике же существует подход, который нельзя признать обоснованным, когда судами признаются не подлежащими рассмотрению в суде споры о выполнении условий, содержащихся в коллективных договорах, в связи с тем, что они должны разрешаться в ином порядке — как коллективные трудовые споры.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров и соглашений обеспечивается, в том числе, путем осуществления контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (ст. 51 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018)) и установления ответственности за невыполнение коллективных договоров, соглашений по их вине (ст. 55 ТК РФ — Там же.), которые ТК РФ также относит к числу принципов.

10) Принцип Контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду Статья 51 ТК РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

11) Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующимзаконодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнениепо их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу в ст. 54, 55 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018), а также  в ст. 5.28—5.31 КоАП РФ —"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ: принят Государственной думой 20 декабря 2001 г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (ред. от 07.03.2018)

.

Глава 3. Уровни социального партнерства

Систему социального партнерства составляют шесть следующих уровней, согласно ст.26 ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018):

1)Федеральный;

2)Межрегиональный;

3)Региональный;

4)Отраслевой;

5)Территориальный;

6)Локальный.

Для каждого уровня социального партнерства ТК РФ определяет соответственно:

• кто является представителем работников и работодателей;

• какие органы социального партнерства создаются;

• какие акты социального партнерства принимаются.

Российский законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими. По сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться генеральные и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В прошлом действовало Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011—2013 гг. от 29 декабря 2010 г. — Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011—2013 гг. (заключено 29 декабря 2010 г., протокол № 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) // РГ. 2011. № 1..

На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) — отраслевые (межотраслевые) и межрегиональные соглашения. На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются отраслевые (межотраслевые) и  региональные соглашения. Например, на территории города Кирова действовало территориальное отраслевое соглашение между Кировской городской территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ и администрацией муниципального образования «Город Киров» на 2014 – 2017 годы — Территориальное отраслевое соглашениемежду Кировской городской территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ и администрацией муниципального образования « Город Киров» на 2014 – 2017 годы(заключено 25 сентября 2014 года)..В Москве сейчас действует Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей  —Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Вступает в силу с 1 января 2016 года).. На отраслевом уровне (отрасль или отрасли) — отраслевые (межотраслевые) соглашения. На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) — территориальное соглашение.

В рамках организации либо у работодателя — индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор. Это уровень является первым или нижним. Тут примером может послужить коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2017-2019 годы — Коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2017-2019 годы (Зарегистрирован Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, регистрационный № 1-918 от 15 ноября 2016 года). Он предполагает максимально подробное и конкретное регулирование, на нем устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.Остальные уровни — выше локального — предполагают взаимодействие для установления только лишь основ регулирования отношений в сфере труда на определенной территории или сфере экономической деятельности.

Стоит отметить, что есть и другие подходные к определение уровней социального партнерства. Ратифицированный Российской Федерацией Модельный закон СНГ «О социальном партнерстве» — Модельный законО социальном партнерстве : принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением 27—14 на 27-м пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 237—261. предусматривает следующие уровни:

1)государственный (национальный);

2)отраслевой (межотраслевой);

3)уровень финансово-промышленной группы;

4)транснациональной корпорации;

5)уровень организации (ст. 8).

Тут деление идет по административно-территориальному признаку.

Процесс глобализации привел к появлению наднационального уровня социального партнерства. Субъектами здесь выступают международные организации, например МОТ, и транснациональные корпорации, ведущие свою деятельность одновременно на территории нескольких государств.Международными организациями принимаются документы, адресованные таким многонациональным корпорациям, побуждающие к поддержанию трудовых стандартов и осуществлению социального диалога на международном уровне. Наиболее значимыми из них являются Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 г. — "Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики" [рус., англ.] (Вместе с "Перечнем международных трудовых конвенций и рекомендаций...", <Добавлением I>, <Добавлением II>) (Декларация принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ) Фактически существуют также профессиональный, международный уровни, уровень компаний (корпоративный).

Отталкиваясь от основных принципов социального партнерства, стороны вправе самостоятельно выбирают наиболее эффективный путь осуществления социального партнерства. Не существует единого подхода к определению того, на каких уровнях должно осуществляться социальное партнерство. Важно обеспечить координацию между различными уровнями, не допустить конфликта интересов.

В России на данный момент наиболее активными и эффективными признаются федеральный, региональный, отраслевой (межотраслевой) и локальный уровни социального партнерства. При этом на локальном уровне, как правило, заключаются договоры, включающие наиболее обширные и содержательные обязательства, ведь это самый низкий уровень и достижения компромисса по большому количеству вопросов тут наиболее легко достичь т.к. затрагиваются интересы небольшой группы людей, относительно других уровней.

Заключение.

По итогу работу можно сделать вывод, что институт социального партнерства является необходимой частью в системе социально - трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласованное развитие всех основных секторов общественно-экономической системы требует комплексной разработки модели социального партнерства. Для её эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм. Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

Социальное партнерство как некая новелла российского права еще не совсем окрепло и распространилось. Данный институт остается мало популярным на уровнях выше локального, где довольно часто заключаются коллективные договоры, особенно в крупных корпорациях. Но можно отметить и некоторые успехи. Эпоха беззаконных 90-ых уходит и участники трудовых отношений все чаще прибегают к правовым методам решения конфликтов, на смену силовому воздействию одного субъекта на другого пришло партнерство, нахождение компромиссов. Отдельно стоит отметить отсутствие активной деятельности профсоюзов, что безусловно усугубляет ситуацию. Работодатель зачастую игнорирует профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права рабочих, а сами рабочие, в отсутствии развитого института гражданского общества, редко осознают и понимают правовые возможности на борьбу за свои трудовые права.

В условиях высокого уровня коррупции и традиции решать все вопросы не формально в России процветает лоббирование, из-за которого трехсторонние отношения государство – работодатель – профсоюзы зачастую работают не системно, на регулярной основе, а по «звонку». Разного рода помощь и налоговые льготы «выбиваются» из государственных оргонов через «своих» депутатов в Госдуме и Совете Федерации, которые нередко непосредственно связаны с бизнесом, который эти преференции и хочет получить. Несомненно, это все вызвано молодостью нашего государство и плохой развитостью правовой культуры в целом. Есть основания полагать, что нужно время для смены нескольких поколений для начало эффективной работы института социального партнерства в России. Уже создана довольно обширная правовая база, предоставляющая возможность на развитие партнерских отношений и безконфронтационного решение возникающих проблем.

Подытоживая, можно сказать, что такой безусловно необходимый социально-трудовой институт как социальное партнерство будет расти и укрепляться в современной России.  Дальнейшее развитие полноценной системы социального партнерства позволило бы осуществлять еще более эффективное воздействие на занятость, повысить социальную ориентированность экономики. Особенно важным это становится в настоящее время, когда основополагающим принципом стимулирования деятельности госслужащих должна стать привязка уровня оплаты труда отдельных исполнителей к результативности. Повышение эффективности работы службы занятости и предоставление населению более качественных услуг возможны только на основе развития отношений социального партнерства, налаживания многосторонних межведомственных связей.

Список НПА и использованной литературы

Нормативные правовые акты

1)"Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики" [рус., англ.] (Вместе с "Перечнем международных трудовых конвенций и рекомендаций...", <Добавлением I>, <Добавлением II>) (Декларация принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ)

2) Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998)

3) Конвенция N 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ)

4) Модельный законО социальном партнерстве : принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением 27—14 на 27-м пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 237—261.

5) Рекомендация N 91 Международной организации труда "О коллективных договорах" (Принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-ой сессии Генеральной конференции МОТ)

6) Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.(ред. от 05.02.2018)

7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: принят Государственной думой 20 декабря 2001 г., одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (ред. от 07.03.2018)

8) Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)"

9)Закон Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99-ОЗО социальном партнерстве в городе Москве ст. 5

10) Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011—2013 гг. (заключено 29 декабря 2010 г., протокол № 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) // РГ. 2011. № 1.

11) Территориальное отраслевое соглашениемежду Кировской городской территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ и администрацией муниципального образования «Город Киров» на 2014 – 2017 годы(заключено 25 сентября 2014 года).

12) Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Вступает в силу с 1 января 2016 года).

13) Коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2017-2019 годы (Зарегистрирован Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, регистрационный № 1-918 от 15 ноября 2016 года)

Литература

1) Лушников А. М., Лушникова М. В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 2010. Т.1.

2) Лушникова М.В., Лушников А. М. Социальное партнерство в сфере труда. Ярославль, 2008. С. 104.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Социальное партнерство. Стороны социального партнерства

2. Система социального обслуживания молодежи

3. Система социального обеспечения молодых семей

4. Прогностическая функция философии. Общее понятие футурологии и социального прогнозирования

5. Финансовая система: принципы построения и структура

6. Система контроля обучения: принципы, цели, задачи

7. Понятие, сущность и принципы организации государственных закупок

8. Принципы саморегуляции организма. Понятие о гомеостазе, гомеокинезе

9. Система франчайзинга: понятие и преимущества

10. Неврозы. Понятие. Клинические варианты, течение. Принципы лечения