НЕ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, А КОМФОРТНОСТЬ: НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗНЫХ ДОКУМЕНТОВ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ-ЦЕНТРОВ (ОПЫТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА)

Работа добавлена: 2018-09-28






А.Н.Пилясов, Н.Ю. Замятина, А.В. Котов

(Москва, СОПС)

НЕ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, А КОМФОРТНОСТЬ:

НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗНЫХ ДОКУМЕНТОВ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ-ЦЕНТРОВ (ОПЫТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА)

1.Введение

В последние два десятилетия в мире появилось несколько концептуальных работ — Речь идет прежде всего о новаторских исследованиях авторитетных специалистов по городскому развитию Дж.Джейкобс, Э.Глезера, Р. Флориды и др. – например,GlaeserE.TriumphoftheCity.How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. NewYork.ThePenguinPress. 2011.338p.; Florida R. Who’s Your City? How the Creative Economy is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. RandomHouseCanada. 2008.374p.и др. , в которых городское развитие рассматривается с позиций эндогенного экономического роста, факторами которого признаются агломерационный эффект, креативность и образованность местного сообщества, его предпринимательская энергия. Эти представления существенно меняют наши традиционные подходы к городскому развитию и подготовке прогнозных документов. На пилотном примере Программы города Ханты-Мансийска мы попытались адаптировать эти подходы для конкретных условий российского северного столичного города.

На фоне программ социально-экономического развития десятков других региональных столиц особенность нашего документа состоит в его обращенности не к местной власти, а к местному сообществу жителей города (что нужно сделать всем субъектам местной экономики, чтобы жители чувствовали себя здесь комфортно?). Именно поэтому акцент был сделан не на диверсификации местной экономики, как это принято в современных Программах (Стратегических планах) городов-региональных центров, -  а на увеличение комфортности города для жизни и работы.

Кажется парадоксальным, что для того, чтобы Ханты-Мансийск устойчиво развивался, чтобы он надежно выполнял свои столичные функции, чтобы его экономика диверсифицировалась и становилась более инновационной – что для всего этого нужно прежде всего быть дружественным своим жителям. Однако если выросшие таланты не останутся в городе, если новые таланты не приедут сюда – невозможно будет ни эффективно выполнять столичные функции, ни устойчиво развиваться в инновационную эпоху, ни успешно конкурировать с другими более крупными городами Югры. Так и новейший план развития Москвы ставит сверхзадачу сделать город комфортным для жизни и бизнеса, а не быть успешной федеральной столицей, или инновационно развиваться и т.д.

У Москвы уже и так есть априорное преимущество и самого крупного российского рынка, и критически плотной концентрации интеллектуалов, и вхождения в сеть глобальных городов. Такого преимущества нет у Ханты-Мансийска, «права» которого на округ постоянно оспариваются другими, более крупными и более мощными по размеру экономики городами. Тем важнее для него получить преимущество в комфорте жизни и лучших условий для бизнеса.

Особенность Программы состоит в повышенном внимании к экономической роли местного Югорского государственного университета в развитии региональной столицы. Еще одно новаторство - приоритет интеграционных, междисциплинарных подходов и проектов, способных обеспечить возрастающую отдачу на сложении усилий малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, структур муниципальной и окружной власти.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы на основе итогов выполнения разработки Программы развития Ханты-Мансийска продемонстрировать потенциал нового подхода, когда  партнерский подход и сложение усилий власти, бизнеса, некоммерческих структур и гражданского общества по удовлетворению потребностей горожан обеспечивают подлинный прорыв в развитии городской экономики.

Информационной основой исследования  послужили данные Росстата и территориального органа государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, материалы структурных подразделений Администрации города и интервью с их руководителями, а также интернет-ресурсы ханты-мансийской региональной прессы.

Статью открывает раздел, посвященный структурированию городского сообщества Ханты-Мансийска на демографические группы со специфическими потребностями. В следующем блоке эти потребности систематизируются на основе пирамиды потребностей Маслоу под задачи городского развития. Отдельный раздел посвящен теме  классификации действующих целевых программ Ханты-Мансийска и новых проектов с точки зрения усиления их потенциала для удовлетворения потребностей горожан. Завершает статью блок, в котором обобщаются подходы к оценке эффективности исполнения Программы и управления рисками её реализации.

2. Потребности горожан и наборы ценностей - идеологический стержень Программы

Ценности новых идей, образованности и компетенций в городском развитии повсеместно возрастают. Сегодня нет феномена успешного города без человеческого капитала, который в современном Ханты-Мансийске приобретает вид энергичных предпринимателей и успешных управленцев.

Городская программа обращена к рядовому жителю города, которому нужны не сводки введенного жилья, построенных объектов соцкультбыта, отремонтированных дорог. Ему важнее чувство личной защищенности, комфорта жить и делать бизнес в этом городе. Но это означает, что его потребности должны стать основой документа.

Внутри местного сообщества Ханты-Мансийска можно выделить несколько демографических групп, каждая из которых предъявляет свой спрос на городские услуги — Использована классификация Ричарда Флориды из его книги «WhosYourCity?How the Creative Economy is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life».. Для каждой из этих групп понятие города, комфортного для жизни и работы, означает свой набор ценностей.

Первая группа – это выпускники местных и столичных вузов и колледжей, вернувшиеся или приехавшие сюда впервые по распределению, в возрасте 20-29 лет. Их около 14 тысяч человек. Для них наибольший дискомфорт связан с жилищной неустроенностью, высокой стоимостью аренды жилья в городе и угрозой безработицы. Действительно, среди городских безработных выпускники высших и средних специальных учебных заведений преобладают. Именно в этой группе населения наиболее востребованы местные ипотечные программы, другие проекты постепенного выкупа жилья. Именно они жалуются при опросах на то, что в Ханты-Мансийске нет ночной жизни (ночных кафе, ресторанов и дискотек).

Вторая группа – это молодые профессионалы в возрасте 30-44 лет, как одинокие, так и семейные, но без детей. Их около 15 тысяч человек. Город Ханты-Мансийск предоставляет им удобные возможности для карьерного роста. Некоторые из них, кто живет в городе относительно давно, уже решили свои жилищные проблемы, а новоселам это еще предстоит сделать. Именно эта группа населения в максимальной степени удовлетворена городом, его услугами и возможностями.

Третья группа населения – это семьи с детьми, в которых возраст супругов меньше пенсионного. С одной стороны, как показывают социологические опросы, представители данной группы очень ценят спокойную и размеренную жизнь окружной столицы; с другой стороны, они сталкиваются с острыми проблемами местной экономики дефицита – в местах в детских садах, в перегруженности средних общеобразовательных школ, в которых до половины детей занимается во вторую смену, низком качестве школьного образования по физике, химии, математике, иностранному языку. Для недавних мигрантов острой является и жилищная проблема.

Четвертая группа – это семьи, в которых дети уехали учиться «на материк». Возраст супругов в таких семьях находится в интервале 40-55 лет. Здесь ситуация поляризованная. Некоторые собираются уезжать из Ханты-Мансийска вослед своим детям и потому сформировали для себя установку на временное проживание. Их тяготит недостаток культурного разнообразия, отсутствие плотной интеллектуальной среды для общения, отсутствие узко специализированных квалифицированных медицинских кадров в городе. С другой стороны, в этой же группе есть люди, находящиеся в городе на пике своей трудовой карьеры. Они понимают, что иметь аналогичный профессиональный статус они больше нигде не будут. Профессиональная состоятельность мирит их с проблемами в медицинских услугах и суженностью интеллектуальной жизни Ханты-Мансийска.

Пятая группа – это пенсионеры (люди преимущественно в возрасте старше 55 лет). Сегодня это примерно каждый шестой житель города (около 15 тысяч человек), в основном женщины. Большинство из них продолжают работать. В целом для них условия жизни в окружном центре привлекательны. Ведь пенсионеры получают ежемесячную доплату из средств окружного бюджета, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, некоторые из них - единовременные выплаты к праздничным и юбилейным датам округа и города. В этой группе особый дискомфорт вызывают проблемы городского коммунального хозяйства (более высокие тарифы, чем в других городах округа) и состояние местного здравоохранения.

3. Переинтерпретация пирамиды потребностей Маслоу для задач городского развития

Город, комфортный для жизни, означает, что вся пирамида потребностей демографических групп  в Ханты-Мансийске удовлетворяется полноценно и полнокровно. В группе потребностей жителя города (в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу) были выделеныбазовые – потребность в образовании, медицинских услугах, доступном жилье, общественном транспорте; потребность вблагоприятной городской природной и культурно разнообразной среде; потребность воткрытом и терпимом местном городском сообществе; потребностьощущать себя в городе экономически и физически безопасно; наконец, возможность иметь эффективных лидеров ибыть вовлеченным (соучаствовать) с ними в развитии (управлении) города.

Привычные нам отраслевые направления городской экономики работают на удовлетворение различных групп потребностей жителя города. Важен не обособленный успех власти на конкретном «отраслевом фронте», но то, в какой степени он способствует удовлетворению потребностей горожанина в услугах со стороны города.

Теперь охарактеризуем, как город удовлетворяетбазовые потребности местного сообщества и всех его демографических групп. Речь идет о потребностях в доступном жилье, образовании, медицине, широко понятом городском транспорте (вместе с городской улично-дорожной сетью), основных бытовых услугах. Упрощая, можно сказать, что нас интересует вопрос, в какой степени Ханты-Мансийск является местом, где удобно растить детей?

 По результатам многочисленных социологических опросов местного сообщества сложности с жильем, проблемы ЖКХ вызывают озабоченность примерно у половины респондентов. Поэтому оправданно начать анализ именно с данной сферы городской экономики.

        Центр города застроен очень размашисто, некомпактно. Здесь доминирует ветхий жилой фонд (до 6% общего городского жилфонда, в центре существенно больше). В этом проявляется наследие прежнего «сельского» Ханты-Мансийска.

Городская периферия, в том числе «заиртышье» (пойменные территории за мостом через Иртыш), является естественным местом для нового многоэтажного строительства. Однако, как отмечено в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийска до 2020 года, «свободные территории города требуют значительных затрат в сфере инженерной подготовки. Ориентировочный объем затрат на инженерную подготовку свободной территории в г.Ханты-Мансийск из расчета на 1 га территории достигает 300 млн. рублей, что больше, чем в г.Тюмени в 1,7 раза».

Бытовые услуги являются частью более общей группы личных платных услуг, которые оказывают различные учреждения и фирмы сообществу города. Понятно, что чем более диверсифицирован их спектр, чем более полно они удовлетворяют постоянно развивающиеся потребности горожан, тем в большей степени комфортно те себя ощущают в Ханты-Мансийске. Пока же многие жители жалуются на то, что для городского сектора личных услуг характерно их оказание по высоким ценам при низком качестве – что можно расценить как следствие опережающего рост предложение роста спроса со стороны увеличивающегося населения города.

В структуре платных услуг можно обособить базовые; услуги, связанные с городской средой, эстетикой места жительства; и услуги, связанные с чертами открытости местного сообщества. В каждой группе услуг, в свою очередь, можно выделить обязательные, которые горожанин обречен платить, и добровольные, по которым всегда есть бесплатная альтернатива.

Как можно судить по динамике и соотношению с округом доли расходов на услуги связи, сообщество Ханты-Мансийска более открыто, более активно общается с внешним миром и между собой. Отрыв городского сообщества от округа носит устойчивый характер на протяжении десятилетия.

Таблица 1

Структура платных услуг по городу, %

(в скобках приведены значения для округа) — Все таблицы статьи подготовлены на основании данных, предоставленных Администрацией города Ханты-Мансийска.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего, млрд. руб.

1,1

1,9

2,4

2,3

2,9

3,4

3,7

4,4

4,9

5,4

Всего, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Базовые

Жилищные услуги

9,0

(11,5)

8,0

8,2

27,2

24,2

21,5

21,9

19,5

(10,8)

19,1

18,9

Коммунальные услуги

18,5

(24,6)

15,2

15,7

17,9

16,4

19,1

19,9

19,0

(22,6)

18,8

18,7

Транспортные услуги

15,7

(23,7)

20,7

19,2

12,1

15,2

16,8

15,7

14,5

(19,5)

14,5

14,0

Бытовые услуги

7,8

(6,4)

4,8

4,3

6,7

6,8

6,8

6,9

6,4

(6,3)

6,5

6,3

Услуги в системе образования

5,4

(6,0)

7,2

7,2

6,9

6,6

6,5

6,6

5,9

(6,2)

6,1

6,3

Медицинские услуги

1,1

(4,6)

2,0

2,3

3,1

2,9

2,8

2,9

2,7

(4,3)

2,4

2,5

Среда, эстетика места

Услуги физической культуры и спорта

0,5

(0,4)

0,3

0,3

0,7

1,4

1,5

1,6

1,7

(0,7)

2,4

2,3

Услуги гостиниц

1,1

(3,3)

9,8

10,9

Услуги учреждений культуры

0,5

(1,0)

0,5

0,4

0,8

0,8

1,4

1,3

1,2

(0,6)

1,1

1,1

Туристические услуги

0,2

(0,3)

0,3

0,3

0,4

0,3

0,4

1,0

1,0

(0,7)

0,9

0,9

Открытость

Услуги связи

24,2

(15,3)

19,3

19,2

22,8

23,6

22,1

21,6

27,7

(23,9)

28,4

28,2

Услуги правового характера

0,4

(0,5)

0,5

0,6

0,4

0,2

0,2

0,2

0,2

(0,4)

0,2

0,2

Санаторно-оздоровительные услуги

0,1

Ветеринарные услуги

0,1

Прочие виды платных услуг

-

11,4

11,7

1,0

1,6

0,9

0,4

0,2

0,7

0,6

Бытовые услуги формируют около 6% всех платных услуг. Но здесь работает более 350 городских фирм, более полутора тысяч занятых.  Соотношение видов бытовых услуг в общих расходах отражает сложившиеся в данном местном сообществе потребности – производное от системы ценностей, демографической структуры, образа жизни. Например, рост мобильности населения города привел к росту расходов на автосервис (сегодня более четверти всех трат на бытовые услуги - но в округе выше).

Помимо удовлетворения базовых потребностей, чтобы быть комфортным для жизни всех представителей местного сообщества, Ханты-Мансийск должен иметьпривлекательную внутреннюю среду.

Город имеет несомненные достижения в размере зеленых насаждений, площадях природных парков, электрическом освещении, количестве малых архитектурных форм на внутриквартальных площадях и проездах. Однако речь идет не только о собственно экологической среде – архитектурном внешнем облике города, состоянии городского воздуха, климата, количестве зеленых насаждений, городских парков и т.д. Хотя и это очень важно – обеспечить, чтобы пространственная организация города работала на его комфортизацию для жителей, тщательно учесть все изюминки городской среды, данные от Природы, и усилить их при застройке города.

Но не менее важно иметь в городе благоприятную среду для общения, для культурного досуга, для занятий спортом. Эти городские услуги не являются обязательными; и во многих малых монопрофильных промышленных городах России попросту отсутствуют. Однако когда базовые потребности горожан удовлетворены, недостатки в этой сфере начинают восприниматься как острый повседневный дискомфорт жизни.

Туризм как фактор комфортизации городской среды для горожан . Традиционно туризм рассматривается как источник новых внешних доходов в экономику городу, т.е. преимущественно как въездной. Ежегодно в Ханты-Мансийск приезжает более 90 тысяч гостей. Город Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район формируют единую центральную зону развития туризма, отдыха и лечения, которая специализируется на познавательно-деловом, спортивном и этнографическом туризме.

Однако для того, чтобы Ханты-Мансийск был комфортным городом для жизни и бизнеса, не менее важна «внутренняя» функция туризма как средства облагораживания досуговой инфраструктуры, архитектурных памятников и культурных объектов. Туризм при такой трактовке рассматривается как мощный инструмент, подтягивающий всю городскую экономику, чтобы она становилась более дружественной для гостей, а значит, и для самих горожан. Ведь функции очень многих туристических объектов (кроме средств размещения) трудно разграничить на «для гостей» и «для местных жителей».

Учреждения общественного питания как коммуникационные площадки для горожан . Традиционно сеть предприятий общественного питания понимается в малых городах и поселках как источник «энергетической подзарядки» работников. В средних и крупных городах жители в возрастающей степени используют кафе, рестораны, столовые как площадки для неформального общения, места обмена креативными идеями и рождения нового знания. Представляется, что Ханты-Мансийск уже перерос первый вариант и готов к переоткрытию функций учреждений общепита в качестве коммуникационных площадок.

Поэтому нас не должны мистифицировать благоприятные на фоне других городов округа и даже стран Восточной Европы показатели обеспеченности, подушевых объемов оборота и т.д. (табл. 2) —В рейтинге городов и районов округа по объему оборота, приходящегося на одного жителя, Ханты-Мансийск стабильно занимает второе-третье место. В настоящее время в  городе на 10 тыс. жителей   приходится  18,2 предприятий общественного питания общедоступной сети,  92 посадочных мест на 1000 жителей – для сравнения, в странах Восточной Европы около 30 предприятий на 10 тыс. жителей и 52 места на 1000 жителей соответственно.

. Речь идет о необходимости качественной структуризации учреждений общепита, чтобы в максимальной степени удовлетворять потребности самых разных демографических групп местного сообщества. А потребность в общении с друзьями и единомышленниками выдвигается при этом как важнейшая. Городской малый бизнес и городские власти должны ответить на этот спрос.

Таблица 2

Характеристика сети общественного питания г. Ханты-Мансийска

Показатели

Количество, ед.

Площадь

обеденного зала, кв. м

Количество

посадочных мест

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1. Всего предприятий, в том числе

164

170

15 874,9

17 090,1

9 176

9 571

общедоступная сеть

141

147

13 374,7

14 589,9

7 018

7 413

при школах и колледжах

15

15

1 917,8

1 917,8

1 876

1 876

при предприятиях и учреждениях

8

8

582,4

582,4

282

282

2. Количество объектов общедоступной сети, в том числе:

141

147

13 374,7

14 589,9

7 018

7 413

кафе

64

68

5 036,4

5 886,4

2 832

3 150

ресторан

21

22

2 977,0

3291,0

1 426

1 506

столовая

9

8




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Основные тенденции социально–экономического развития РБ

2. Основные показатели социально-экономического развития Мурманской области

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

4. Разработке рекомендаций по улучшению программы стимулирования сбыта в Хостеле «Вагон» г. Барнаула

5. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики. Экономический цикл. Фазы цикла

6. Разработка товаров: подход к разработке новых товаров

7. АНАЛИЗ СОСТАВА АРХИВНОГО ФОНДА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГКУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

8. Циклический характер экономического развития и его причины. Экономический цикл и его фазы

9. Повторяемость при разработке. Синдром NIH. Фирмы по разработке. Организация доступа к компонентам. Форматы для распространения. Изменения и постоянство

10. Социально-экономические проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Казахстан