Система государственной поддержки субъектов инновационной структуры в РФ

Работа добавлена: 2018-09-28






СОДЕРЖАНИЕ

1 Система государственной поддержки субъектов инновационной структуры в РФ

  1. Сущность и назначение функционирования инновационных центров и технопарков в экономике
  2. Система государственной поддержки субъектов инновационной инфраструктуры в РФ
  3. Государственные программы поддержки субъектов инновационной инфраструктуры

2 Анализ эффективности функционирования и проблем развития инновационных центров и технопарков в ЮФО

          2.1 Обзор инновационных центров и технопарков ЮФО и анализ их деятельности

    2.2Сравнительный анализ субъектов инновационной инфраструктуры Ростовской области и Краснодарского края

2.3  Анализ деятельности научно-технологического парка «Университет» в Краснодарском крае

3 Модель формирования системы государственной поддержки инновационных центров и технопарков в ЮФО

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире активно формируется новый вид ускоренного экономического роста, который задевает проблему совершенствования процессов научно-технического развития  экономики страны, взаимодействия институтов государства, рыночных сил и научно-технической сферы. Данный вид роста базируется на системе наращивания научных знаний, а также воплощения их в инновации. Эффективность таких процессов определяет инновационную способность и развитость экономики, иными словами, способность осуществлять диффузию инноваций в хозяйственной среде. Большинство развитых стран уже перешли на инновационный тип развития, и Россия в том числе.

Национальная инновационная система должна стать одним из основных механизмов реструктуризации экономики, так как именно данный механизм позволит создать необходимые условия для перехода экономики страны к новому технологическому укладу, который обеспечит инновационный тип экономического роста. Актуальность темы данной работы заключается в том, что в России давно существует потребность структурных преобразований в экономике и ухода  от сырьевой специализации. Эту можно осуществить лишь с помощью перехода на инновационный путь развития.

Но такой переход не возможен без развитой инновационной инфраструктуры, так как именно она сможет поддерживать активную инновационную деятельность. Ее субъекты, такие как инновационные центры и технопарки, смогут ускорить инновационное развитие, тем самым повышая конкурентоспособность и независимость России, а также усиливая «интеллектуальное» влияние на научно-технологическую систему в мире.

Данные субъекты инновационной структуры дают возможность формирования интегрированной системы между государством, наукой и бизнесом, которая можэет повысить инновационный потенциал страны и, как следствие, экономику страны в целом. Для создания и успешного функционирования такой системы, в первую очередь, необходим комплекс государственных мер, направленных на поддержку инновационных центров и технопарков.

Объектом данной работы является система государственной поддержки инновационной инфраструктуры.

Предметом – система государственной поддержки субъектов инновационной структуры, таких как технопарки и инновационные центры.

К задачам данной работы можно отнести:

- раскрытие сущности и назначения функционирования инновационных центров и технопарков;

- анализ системы государственной поддержки субъектов инновационной инфраструктуры РФ;

- анализ эффективности государственных программ поддержки субъектов инновационной инфраструктуры РФ;

- обзор инновационных центров и технопарков ЮФО и анализ их деятельности;

-сравнительный анализ субъектов инновационной инфраструктуры Ростовской области и Краснодарского края;

-

1 Система государственной поддержки субъектов инновационной структуры в РФ

1.1 Сущность и назначение функционирования инновационных центров и технопарков в экономике

На современном этапе инновационный сектор является основополагающим для формирования нового технологического уклада. В развитых странах можно наблюдать переход к  инновационной экономике. Такой переход требует создание и развитие целостной инновационной системы на национальном уровне, которая будет стимулировать и поддерживать инновационную деятельность. Для эффективного инновационного развития необходимым условием является наличие соответствующей инфраструктуры.

Под инновационной инфраструктурой в данной работе понимается некая  система взаимосвязанных между собой организаций, которые способствуют созданию новых знаний и новшеств, преобразуют их в наукоемкие продукты и услуги, а также обеспечивают их распространение  и  потребление  на рынке. Данная инфраструктура выступает в роли связующего звена между рынком и результатами научных исследований, предпринимательским сектором и  экономики и государством [31, с. 5-7].. Инновационная инфраструктура представляет собой необходимый спектр частных и государственных структур, которые обеспечивают поддержку и развитие всех стадий инновационного развития. Для формирования инновационной структуры необходимы существенные ресурсные и временные затраты. Но без нее невозможно осуществление успешной инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура состоит из ряда элементов, таких как технопарки, инновационные центры, венчурные фонды, бюджетные и внебюджетные фонды технического развития,  научно-образовательные центры, инжиниринговые центры и так далее. Функции у каждого субъекта инфраструктуры различны и зависят от направления деятельности данного субъекта. Но цели таких организаций сводятся к одной - формирование и поддержка системы хозяйствующих субъектов, которые смогут обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности.  Субъектами данной работы являются инновационные центры и технопарки. Поэтому необходимо рассмотреть сущность этих элементов и их роль в экономике.

Технопарки и инновационные центры могут стать главным фактором научно-технического прогресса. Следовательно, повысится макроэкономический уровень страны. Это докатывает долголетний опыт ведущих стран мира.

В данной работе инновационные центры рассматриваются как субъекты инновационной инфраструктуры, которые занимаются коммерциализацией инноваций и поддержкой инновационной деятельности. К таким субъектам можно отнести: бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационные территориальные кластеры, а также индустриальные парки.

Центр трансфера технологий (ЦТТ) - специализированная  организация или структурное подразделение компании, главной задачей которого является содействие коммерциализации наукоемких проектов, которые разрабатываются на основе объектов интеллектуальной собственности (ОИС) [54, с. 21 – 23].

К основным функциям ЦТТ можно отнести:

1 Структуризация, оценка и защита ОИС, находящихся в распоряжении в вузе или НИИ;

2 Продвижение информации о ОИС, технологиях и разработках, которые имеют коммерческий потенциал;

3 Предоставление финансовых, информационных, маркетинговых и прочих консультаций для разработчиков и потенциальных покупателей ОИС с целью устранить препятствия для коммерциализации технологий;

4 Проведение патентной экспертизы разработок;

5 Проведение экспертизы научно-технического уровня разработок;

6 Проведение финансовой экспертизы наукоемких проектов;

7 Доведение наукоемких проектов и ОИС, а также сопутствующей документации, до готовности к коммерциализации

8 Взаимодействие с негосударственными и государственными организациями

Основными учредителями ЦТТ могут быть вузы, НИИ, региональные и местные органы власти, а также частные компании. У большинства ЦТТ в России учредителями являются вузы, так как они обладают большим научно-техническим потенциалом, который возможно оформить в конкретный высокотехнологичный проект. В таком случае, как правило, центры трансфера технологий являются структурным подразделением данного вуза.

ЦТТ является активатором инновационного процесса на территории, где он функционирует [38, с. 3 – 6]. Данные центры формируют заказы на наукоемкие технологии и разработки от промышленных предприятий и осуществляют трансфер наукоемких технологий разработок в промышленность и на рынок.  Таким образом, ЦТТ интегрируют науку и промышленность с помощью трансферта высоких технологий.   В результате функционирования ЦТТ увеличиваются налоговые поступления от инновационно-активных организаций в государственные бюджеты.

Также к инновационным центрам можно отнести инновационные территориальные кластеры, которые являются совокупностью размещенных на ограниченной территории организаций и компаний [16, с. 25 – 26]. К характерным особенностям таких кластеров можно отнести наличие научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера и механизма координации деятельности участников кластера. В кластере эффективней и быстрей происходит трансфер технологий и новых знаний за счет наличия промышленных фирм, финансовых учреждений, а также специальных центров обучения и инноваций, которые позволяют использовать преимущества рыночного механизма. В этом и заключается отличие инновационного кластера от других субъектов инновационной инфраструктуры. Компании таких кластеров не сливаются в единое целое, а формируют эффективный механизм взаимодействия. Между такими компаниями возникает сложная комбинация кооперации и конкуренции, особенно  в инновационных процессах.

Для кластеров характерна территориальная близость субъектов, входящих в состав, общность производимой продукции (технологии, ресурсы и так далее) и тесная взаимосвязь между участниками кластера. Такая территориально близкая расположенность предприятий и организаций позволяет не только снижать издержки, но и быстро распространять инновации. Таким образом, происходит непрерывный рост производительности во всем кластере.

В кластерах реализуется вся инновационная цепочка: от генерации новых знаний и формирования бизнес-идей на их основе до реализации продукции на рынке. В эффективно функционирующих кластерах заметно ускоряется процесс внедрения и разработки инноваций. У резидентов появляются такие преимущества, как рационализация бизнеса и опережающий рост новых направлений. Наличие гибких систем управления дает возможность быстро, а главное эффективно реализовывать инновации.

Более того, территориальные кластеры играют одну из важных ролей в инновационной политике. Они являются инструментом структуризации и некой «сборки» всех сфер экономической деятельности, которые представляют отдельные элементы инновационной системы (бизнес, образование, наука и так далее).

Кластерная организация тесно взаимосвязана с развитостью инфраструктуры региона и институциональной среды, в котором формируются и функционируют кластеры. Данная взаимосвязь является двухсторонней. На развитие и функционирование кластера валяет развитие поддерживающей инфраструктуры в регионе.  В свою очередь, эффективно действующий кластер содействует развитию экономики региона за счет структуризации регионального бизнес-пространства и активации инновационной деятельности предприятий [12, с. 14 – 17].

В России инновационные кластеры имеют отраслевую принадлежность и их можно разделить на 6 групп:

- информационные технологии и электроника:

- новые материалы;

-  производство космических и летательных аппаратов, судостроение;

- фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность;

- химия и нефтехимия;

- ядерные и радиационные технологии.

Под бизнес-инкубатором понимается элемент инновационной инфраструктуры, главной целью которого является создание благоприятных условий для эффективной деятельности  малых инновационных компаний и поддержка инновационных проектов на всех стадиях развития: от разработки идеи и до ее коммерциализации [8, с. 9 – 12].

Предоставляемые бизнес-инкубатором услуги:

1 Предоставление в аренду помещений (офисы, помещения для переговоров и конференций, производственные площади, лаборатории, зоны для отдыха) на льготных условиях. Данные помещения должны быть оборудованы  (мебель, телефон, оргтехника и так далее);

2 Помощь в бизнес-планировании;

3 Консультационные услуги в разных сферах (маркетинг, менеджмент, вопросы, связанные с началом бизнеса и так далее);

4 Почтово-секретарские услуги;

5 Оказание помощи по вопросам  бухгалтерского учета, налогообложения и правовой защиты;

6 Доступ к сети партнеров и потенциальных клиентов;

7 Содействие в привлечении инвестиций;

8 Помощь в защите интеллектуальной собственности.

Как правило, нахождение компании в бизнес-инкубаторе рассчитано максимум на первые 3 года жизни, чтобы обеспечить его успешное становление и дальнейшую самостоятельную деятельность. При этом спустя 3 года предприятие может участвовать в деятельности бизнес-инкубатора, но уже в качестве консультанта или специалиста. Также у инкубатора есть критерии отбора малых и средних предприятий. У организации должен быть технологически обоснованный продукт или услуга[56].

В России существуют требования, которым должен соответствовать бизнес-инкубатор. По закону территория инкубатора должна быть не менее 900 кв. м. нежилой площади. 85 % из этой территории должна быть предназначена для сдачи в аренду компаниям-резидентам, а остальные 15% - административные помещения [30, с. 44 - 48]. Каждая из фирм-арендаторов может занимать не более 15%.

Бизнес-инкубаторы, как и другие элементы инновационной инфраструктуры, вносят вклад в развитие наукоемких технологий и развитие малого и среднего бизнеса в РФ, обеспечивая благоприятные условия для функционирования малых предприятий, имеющих инновационную направленность. Для бизнес-инкубатора свойственна жесткая политика постоянного обновления фирм-резидентов. Претендовать на место в бизнес-инкубаторе может только вновь созданное предприятие [23, 165 – 167]. На рисунке 1 представлен механизм взаимодействия финансовой инфраструктуры и предприятий малого и среднего бизнеса через бизнес-инкубатор. Предприятия-резиденты взаимодействуют с финансовой инфраструктурой, как правило, через услуги бизнес-инкубатора.

Рисунок 1 - Механизм взаимодействия  финансовой инфраструктуры и предприятий малого и среднего бизнеса через бизнес-инкубатор

Индустриальным парком называется специально организованный территориальный комплекс, управляемый специализированной управляющей компанией, обеспеченный транспортной и инженерной инфраструктурой, которая необходима для создания нового промышленного производства. Специализированная компания не может являться резидентом такого парка. Она осуществляет деятельность по управлению созданием, а также развитием функционированием парка [51, с. 24 – 27]. Данные парки организуются по принципу кластера, то есть инвестору  и резидентам предлагается не просто площадка для производства, а площадка, которая изначально ориентирована на развитие определенного производства

На территории индустриального парка создаются благоприятные условия для производства конкурентоспособной продукции. Таким образом, такой парк может стать некой точкой роста региональной экономики, где предприятия будут обеспечивать приток финансирования, создавать рабочие места и увеличивать налоговые поступления в государственные бюджеты [58] .

Услуги, предоставляемые резидентам индустриального парка:

1 Предоставление в аренду земельных участков;

2 Правовые, инженерные, консалтинговые, информационные, маркетинговые, логистические и иные услуги;

3 Услуги по сопровождению проекта, а также проведение различных экспертиз и услуги технического надзора;

4 Содействие в привлечении инвестиций для проектов, которые реализуются предприятиями-резидентами, в том числе и переговоры с кредитными организациями, помощь в подготовке бизнес-плана и поиск потенциальных инвесторов;

5 Услуги по эксплуатации транспортной и инженерной инфраструктуры парка.

В соответствии с национальным стандартом «Индустриальные парки. Требования», территория парка должна соответствовать требованиям [7, 30 с.]:

- территория парка должна иметь границы;

- земельные участки, входящие в состав территории парка должны быть смежными между собой (иметь как минимум одну общую границу с другим земельным участком, входящим в состав территории парка)

- не менее 50% полезной площади (часть территории парка, которая предназначена для предоставления в аренду резидентам парка) парка должны быть предназначены для сдачи в аренду компаниям-резидентам.

На рисунке 2 представлен механизм взаимодействия между индустриальным парком, компаниями резидентами и субъектами внешней среды, с которыми они функционируют.

Рисунок 2 – Механизм взаимодействия резидентов индустриального парка.

Технопарк - субъект инновационной и научной деятельности, который располагает определенной инфраструктурой и формирует благоприятные условия для создания и развития инноваций [57, с. 409 – 412]. Главной функцией технопарка является создание и развитие наукоемких технологий и предприятий.

К главным задачам технопарка можно отнести:

1 Переход от знания к технологии;

2 Переход от технологии к коммерческому продукту;

3 Трансфер технологий на промышленные предприятия;

4 Формирование наукоемких предприятий и становление их на рынке;

5 Поддержка компаний в инновационной сфере.

Благодаря объединению научно-исследовательских институтов, деловых центров, технопарк позволяет сформировать такую экономическую среду, которая сможет обеспечивать стабильное развитие наукоемкого предпринимательства, создание новых средних и малых предприятий, а также разработку инновационной и конкурентоспособной продукции. Таким образом, поддерживая создание и развитие технопарков, можно получить много возможностей. Во-первых, возможность ускоренного развития социальной и научно-производственной инфраструктуры страны. Во-вторых, привлечение высококвалифицированных специалистов и, как следствие, повышение числа рабочих мест. В-третьих, предприятия могут использовать весь научно-исследовательский потенциал инновационной структуры для увеличения конкурентоспособности своей продукции. Также компании, входящие в технопарк, получают налоговые льготы.

Иными словами, технопарк можно назвать многофункциональной системой, которая представляет собой разные сервисы, оказывающие синергетический эффект  работы резидентов. То есть технопарк является некой средой, которая обеспечивает  развитие и повышает конкурентоспособность наукоемких компаний [55, с. 159 – 160] .

Перечень услуг, которые предоставляют технопарки:

1 Предоставление офисных и производственных помещений на льготных условиях

2 Предоставление информационных услуг;

3 Проведение консультация в области бизнес-планирования;

4 Содействие проведению НИОКР и реализации полученных результатов;

5 Подготовка, а также переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;

6 Организация конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий;

7 Оценка и правовая защита объектов интеллектуальной собственности;

8 Помощь в поиске и привлечении инвестиций, а также получении кредитов;

9 Создание новых фирм по конкретным направлениям деятельности;

10 Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;

11 Создание центров коллективного пользования оборудованием.

Принято различать несколько видов технопарков и при их создании важно учитывать специфику региона, в котором будет находиться технопарк. Возможные виды технопарков, их функции и специфики региона приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Виды технопарков и их функции [24, с. 29 – 31]

Вид технопарка

Функции технопарка

Специфика региона

Инновационный технопарк

Разработка высокотехнологичных идей и проектов;

Разработка совместно с органами власти высокотехнологичных программ для региона;

Подготовка кадров в области инновационной деятельности.

Регион должен обладать достаточными финансовыми и производственными  ресурсами для того, чтобы самостоятельно создавать  наукоемкую конкурентоспособную продукцию и реализовать ее.

Маркетинговый технопарк

Патентование и сертификация, а также продвижение наукоемкой технологии или инновационного продукта;

Поддержка в процессе коммерциализации инноваций.

Регион, в котором преобладают структуры, которые генерируют инновационные идеи, и способные создавать образцы готовой наукоемкой продукции

Инвестиционный технопарк

Поиск различных источников финансирования новшеств;

Финансирование этапов высокотехнологичных проектов;

Помощь в разработке инвестиционных проектов.

Регион, где преобладают производственные и научные  структуры.

Производственный технопарк

Проведение опытно-конструкторских работ (ОКР), а также создание опытных образцов наукоемкой  продукции.

Регион, в котором преобладают субъекты инновационной деятельности, которые не имеют опытно-производственной базы.

Виртуальный (распределенный) технопарк




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Инновационная матрица. Анализ и планирование инновационной деятельности с использованием инновационной матрицы

2. Показатели инновационной деятельности

3. Стратегия функциональной поддержки

4. Процедура ликвидации обанкротившихся субъектов хозяйствования

5. Методология изучения экономического поведения субъектов.

6. Финансовые инструменты поддержки инновационного бизнеса в регионе

7. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

9. Законодательство о государственной тайне

10. Содержание и цели единой государственной ДКП