АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Работа добавлена: 2018-09-28






ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………….6

1.1  Занятость: понятия, виды, теории занятости …...…………………….………6

1.2  Безработица: сущность, типы, социально-экономические последствия, методика измерения…...……...……………………………………………..……..12

1.3 Зарубежный опыт построения государственной политики занятости ……..20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..……26

2.1  Институциональная среда рынка труда Республики Беларусь..….………...26

2.2  Анализ занятости и безработицы Республики Беларусь……………..……..30

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..…………………………........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...……..49

ПРИЛОЖЕНИЯ………………..…………………….…………..…………............52Введение

В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов – это не только экономические критерии, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы. Проблема безработицы затрагивает каждого без исключения жителя страны, особенно остро она проявляется в последние годы. Каждый человек сталкивается, прямо или косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющие ресурсы, и прежде всего, рабочая сила.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя  или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.

Безработица — весьма распространенное явление и во многих странах с переходной рыночной экономикой (особенно в Западной Европе) остается довольно высокой, порой превышая 10 % трудоспособного населения. Исследованию безработицы посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные экономисты-теоретики, на эту тему было защищено много диссертаций, издано монографий, проведено конференций. Исходя из этого, можно говорить о том, что она является довольно изученной. Тем не менее, проблема высокого уровня безработицы стоит во многих странах. В этом плане Республика Беларусь не является исключением.  Поэтому актуальность данной темы заключается в том, чтобы рассмотреть это социально-экономическое явление в нашей стране.

Объектом исследования является занятость и безработица, виды и формы проявления, а также последствия, предмет исследования – анализ проблемы занятости в Республике Беларусь.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей безработицы в Республике Беларусь и, на их основе, предложение мероприятий по её снижению до естественного уровня.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Эти задачи решаются в ходе выполнения данной работы посредствам её структуры, состоящей из трёх глав.

При написании курсовой работы были использованы различные источники, включая учебные пособия белорусских, российских и зарубежных авторов, статистическую литературу, периодические экономические издания, интернет источники.

еспублике

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

1.1  Занятость: понятия, виды, теории занятости

Прежде чем перейти к рассмотрению занятости как экономического явления, введем правовое определение данного понятия. Таким образом, занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) [14, с. 2].

С социально-экономической точки зрения, занятость – это категория, отражающая степень и характер вовлечения различных групп населения в процесс трудовой деятельности. Характер занятости определяется уровнем развития производительных сил, общественного разделения труда, качеством рабочей силы, национальными особенностями и др.

Занятость является более узким понятием относительно понятия «экономически активное население», т. к. непосредственно является его частью. Кроме этого, к экономически активному населению следует отнести:

В зависимости от фактической связи с работой занятое население можно разделить на:

Таким образом, занятое население можно разделить на лиц, работающих по найму, и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Следует отметить, что труд «на себя» более эффективен или производителен, чем наемный.

Занятые изучаются также по видам занятий, отраслям, социальным группам, профессиям.

Примером изучения занятых по видам занятий является, так называемая, классификация Эдварса, по которой занятые делятся на 11 групп:

«Белые воротнички»:

  1. специалисты;
  2. управляющие (чиновники и собственники);
  3. конторские и родственные им работники;
  4. торговые работники.

«Синие воротнички»:

  1. старшие мастера и квалифицированные работники;
  2. полуквалифицированные работники, кроме занятых на фермах;
  3. неквалифицированные работники, кроме занятых на фермах.

          «Работники сферы услуг»:

  1. домашняя прислуга;
  2. работники услуг

«Работники фермы»:

  1. фермеры и управляющие;
  2. наемные рабочие, занятые на фермах [15,c. 52-53].

Особенность этой классификации в том, что занятые в ней приведены по важности для общества в целом, доходности и особенностям труда с учетом того, что самый высоко производительный труд основан на интеллекте и связан со специальными знаниями, а самый неэффективный – с физическим трудом.

Различают следующие формы занятости: традиционная и нетрадиционная (нетипичная). К первой относят полную и неполную занятость.

Полная занятость – занятость всех желающих работать. Лица, работающие неполный рабочий день по собственной воле, также считаются полностью занятыми.

В западной литературе принято несколько иное толкование полной занятости. Считается, что полная занятость определяется равенством между количеством ищущих работу и числом свободных рабочих мест.

Определение неполной занятости базируется на рекомендациях Международной организации труда (МОТ). В соответствии с ними к не полностью занятым относятся лица, имеющие занятие, но не работающие полное рабочее время не по своему  желанию. В число не полностью занятых включают также лиц, имеющих занятие, и работающих полное рабочее время, но ниже уровня своей квалификации; работающих на условиях сокращенного рабочего времени [15,c. 56].

Нетрадиционная форма занятости включает следующие виды:

    В зависимости от формы зарабатывания денежных средств выделяют первичную и вторичную занятость. Отличие приведенных видов занятости заключается в том, что первичной занятостью (основной работой) является  та  работа,  в подразделении которой находится трудовая книжка. В случае ее отсутствия основной  считается та работа, которую лицо само считает основной, или на которой отработано наибольшее количество часов, в то время, как вторичная занятость предполагает дополнительный заработок к заработной плате по основному месту работы.

Проблема занятости изучалась различными школами, ввиду чего могут быть предложены различные точки зрения на данное экономическое явление.

Классическая трактовка занятости базируется на следующих положениях. Рынку свойственно автоматическое саморегулирование, поэтому временно нарушенное равновесие на рынке труда способно самовосстанавливаться за счет гибких цен, ставок процента и зарплат.  Таким образом, отрицается ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости.  Приведенное отрицание базируется на законе Ж-Б Сэя, согласно которому производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Однако следует учитывать тот факт, что доход не всегда полностью  расходуется на потребление, часть идет на сбережения, что порождает утечку в потоках расходов и доходов.

Экономисты-классики утверждают, что сбережения не приводят  к недостаточности спроса, так как сберегаемые средства трансформируются в инвестиционные. Однако закон Ж-Б Сэя будет действовать только в том случае, если предприниматели намереваются инвестировать столько же сколько, домашние хозяйства рассчитывают сберечь.

Было сказано, что равновесие на рынке устанавливается под воздействием рыночных механизмов (гибкость цен, зарплаты, ставок процента), то есть логика классического направления подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – «Жесткость» заработной платы и ее влияние на

рынок труда[17,c. 337, рисунок 10.2]

На фоне разрушительного экономического кризисаXX в., поразившего страны с рыночной экономикой, невиданно разрослась безработица. В это время на базе работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» развивается кейнсианское направление теории занятости, где основными постулатами можно назвать следующие:

  1. На рынке устанавливается равновесие при наличии безработицы.
  2. Равновесие на рынке обеспечивается экономической политикой государственного вмешательства. Рыночные механизмы (гибкость цен, зарплаты, ставок процента) не действуют.
  3. Полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы нельзя устранить в принципе.

Монетаристская теория занятости, как и классическая, исходит из того, что рынок является саморегулирующейся системой и сам в состоянии найти точку равновесия, которая обеспечит эффективное развитие и полную занятость. Представитель данной школы М. Фридман рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого учетную ставку процента. По его мнению, государство должно стимулировать эффективных производителей льготной налоговой политикой. Это усилит стимулы их деловой активности, и, в свою очередь, создастся ситуация,  способствующая расширению производства и инвестированию. На этой основе может увеличиться совокупное предложение товаров, увеличится занятость и сократиться безработица.

Реализация монетарных программ ускоряет путь к стабилизации, но сам этот шаг становится тяжелым испытанием для населения. Ведь монетаристы первым шагом к стабилизации считают сокращение национальных социальных программ, которые отягощают государственные расходы, способствуя инфляции [18,c. 222].

Современные теории, учитывая инфляционные процессы, опираются на понятие «ожидаемая предпринимателями заработная плата». При подписании трудовых контрактов стороны исходят из номинальной ставки заработной платы. Реальная ставка остается неизвестной, так как неизвестно изменение общего уровня цен, от которого она зависит. В таких условиях наниматели опираются на свои ожидания, от которых зависят спрос на труд и, как следствие, занятость в экономике с инфляционным уровнем цен.

1.2  Безработица: сущность, типы, социально-экономические последствия, методика оценки

Нарядус занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. К безработным относятся временно не занятые, имеющие следующие основные признаки:

  1. Трудоспособный возраст;
  2. Наличие трудоспособности;
  3. Вынужденная незанятость;
  4. Наличие желания трудиться;
  5. Отсутствие подходящей работы;
  6. Регистрация в Государственной службе занятости.

условиям труда и заработной платы не уступает прежней работе. Согласно Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (ст. 3), подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы в случае невозможности предоставить её безработному по его профессии, подходящей будет считаться работа, требующая изменения профессии с учётом здоровья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного [7].

Таким образом, безработица – это такое социально-экономическое явление, при котором определённая часть трудоспособного населения не находит себе работу.

В рыночной экономике безработица выступает результатом взаимодействия между спросом на рабочую силу и её предложением. Рабочая сила, как и любой товар, продаётся и покупается на рынке. Компании нуждаются в рабочей силе для производства товаров и услуг. Спрос на рабочую силу зависит от её цены, т.е. от зарплаты. Чем выше зарплата, которую компании должны выплачивать, тем меньше работников они будут нанимать при прочих равных условиях. Работники предлагают компаниям свою рабочую силу. Как правило, чем более высокую зарплату могут получить рабочие, тем больше рабочей силы они готовы предложить. На вертикальной оси графика откладывается уровень заработной платы, а на горизонтальной – объём рабочей силы (т.е. количество рабочих часов), покупаемой и продаваемой на рынке (рисунок 1.2) [3,C.46].

Рисунок 1.2 – Спрос и предложение на рынке рабочей силы [3,C.47]

Уровень зарплаты, соответствующий пересечению кривых спроса и предложения в точке А, является оптимальным в том смысле, что при такой зарплате спрос и предложение уравновешены – все, кто хочет работать за эту зарплату, могут найти себе работу.

На практике, однако, положение на рынке труда обычно соответствуют промежутку между точками В и С на рисунке 1.2. Предположим, что преобладающий уровень зарплаты представлен на графике вертикальным отрезком, идущим от горизонтальной оси к точкам В и С. В этом случае, точка В указывает на количество рабочих часов, требуемых компаниями за эту зарплату, которая выше, чем в точке пересечения. А при более высокой зарплате спрос на рабочую силу уменьшается. Точка С показывает  количество рабочих часов, предлагаемых работниками при этой более высокой зарплате. В этой точке предложение рабочей силы больше, чем в точке пересечение и превышает спрос на неё. А это как раз приводит к безработице [3,C.46-48].

Уровень безработицы характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных к численности рабочей силы в процентах (формула 1.1):

    ,(1.1)

где УБ – уровень безработицы;

Б – общее число безработных;

РС – численность рабочей силы.

Для экономического анализа важное значение имеют типы безработицы. Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Структуру безработицы можно изобразить следующим образом (рисунок 1.3):

Рисунок 1.3Формы безработицы[6, С.134 Рисунок 4.5]

Естественный уровень безработицысложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.

Иными словами, состояние дел на рынке труда не должно вызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работают потому, что переходят с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли (фрикционная безработица). Кроме того, вполне нормально, если часть людей не работают из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и работы, поскольку их «родные» отрасли «потеряли рынок» и сворачивают производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и профессиями.

Естественный уровень безработицы зависит от:

Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами.

Циклическая (конъюнктурная) безработица обусловлена колебаниями ВНД, в результате чего часть трудоспособного населения не может найти работу по любой профессии (специальности) и квалификации. Она проявляется в разнице между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в выпуске продукции. Она распространена в некоторых видах строительных, сельскохозяйственных работ, промыслов и т.д., в которых занятость обеспечивается лишь в течение определённых сезонов.

Технологическая безработица образуется в результате замены людей машинами. Она характеризуется процессами выталкивания и притяжения работников. Следовательно, занятость может и увеличиваться, но в других сферах, отраслях и предприятиях, причём работников других профессий и квалификаций.

Невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него. Такая форма занятости подразумевает скрытую безработицу.

Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы. Все последствия безработицы можно представить в виде схемы (рисунок 1.3):

Рисунок 1.3  –  Экономические и социальные последствия безработицы[11]

В западной экономической науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена (формула 1.2).

Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости, равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент:

   (1.2)

где Q1,Q2 — соответственно потенциальный и фактический объем производства;

Y1, Y2 — фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;К — коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2,5 %.

Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования)[11, С.541-545].

В настоящее время в мировой практике применяется 2 основных метода измерения безработицы:

- на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных;

- на основе общенациональных выборочных обследований домохозяйств.

Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для  межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены по следующим причинам.

Во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты.

Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе или дезагрегировании показателей) ошибка выборки становится все более значимой. На определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.

В-третьих, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.

Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключается в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения [19].

В целях совершенствования подсчета данных по безработице в настоящее время осуществляется внедрение в статистическую практику нового источника получения актуальной информации о рынке труда – выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения в Республике Беларусь.

Основными целями выборочного обследования являются:

-формирование сводных статистических данных (информации) о причинах незанятости, способах и продолжительности поиска работы, намерениях и готовности к трудоустройству, а также о составе занятых, безработных и экономически неактивного населения по полу, возрасту, образовательному уровню, профессионально-квалификационному составу.

В соответствии с международной практикой, информацию, полученную в результате проведения выборочного обследования в Республике Беларусь, планируется использовать для информационного обеспечения государственной политики в сфере занятости населения и подготовки эффективных мер, способствующих обеспечению занятости и уменьшению безработицы.

Для проведения обследования на основе научно обоснованной методологии определяется перечень населенных пунктов и формируется выборочная совокупность домашних хозяйств.

Обследование будет проводиться путем непосредственного опроса членов отобранных домашних хозяйств на принципах добровольного участия. Опрос осуществляется специалистами, которые проходят специальное

В Министерстве труда отмечают, что обследование позволит получить данные о численности занятых и безработных, проанализировать причины безработицы, узнать о причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности, насколько люди готовы или не готовы к трудоустройству. Кроме того, результаты обследования помогут классифицировать работающих, безработных и экономически не активных граждан по полу, возрасту, уровню образования и профессионально квалификационному составу. Анализ данных обследования позволит оценить степень важности и востребованности тех или иных специальностей и профессий и, как результат, позитивно повлиять на сферу образования и рынок труда Беларуси [20].

1.3 Зарубежный опыт построения государственной политики занятости

Испания – 19,6 и 17,6 % [23].

Государственная активная политика занятости этих стран предусматривает разработку программ содействия  занятости населения; программы занятости регулярно разрабатываются, финансируются и выполняются,  учитывая специфику конкретной социально-экономической ситуации.

Иccледоватeли различают пять моделей регулирования занятости и рынка труда: американская (США), шведская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкая (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская. Однако некоторые исследователи группируют страны иначе, например, не выделяют отдельно американскую модель, а включают ее в англосаксонскую [24, с. 125].

Основой американской модели является субсидиарный тип социально-трудовых отношений, ориентация работника на достижение личного успеха и самореализацию. Эта модель характеризуется децентрализацией рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социального обеспечения; высоким уровнем контроля за наемным работником со стороны работодателя; высокой географической и профессиональной мобильностью работников; относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана, прежде всего, с изменением места работы, соответственно, эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы устанавливается на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При министерстве труда США создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора, через которые ежегодно проходит более 1 млн. подростков. Следствием является снижение затрат на подготовку специалистов на 30–40 %, а каждый доллар, вложенный в разработку тестов профессионального отбора, создает экономический эффект в одну тысячу долларов [25,с. 251].

Шведская модель основывается на трех основных принципах:

– достижение полной занятости трудоспособного населения;

– предоставление социальных гарантий населению;

– обеспечение равных возможностей достижения благосостояния.

На мероприятия, связанные с проведением политики в сфере занятости, тратится почти 3 % ВНД и 7 % бюджета. Успех Швеции в достижении полной занятости был достигнут именно благодаря этому [26, с. 13].

Главной особенностью этой политики в сфере занятости Швеции является то, что 70 % средств здесь тратят:

– на проведение профессиональной подготовки и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица;

– создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики;

– обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы;

– обеспечение населения информационными услугами на базе компьютерных банков данных о вакантных местах по регионам страны;

– поощрение развития мелкого предпринимательства путем предоставления государственных кредитов и субсидий.

Англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокую долю частных предприятий и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться именно Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

В середине 30-х годов ХХ века для реализации рекомендаций, предоставленных Дж. М. Кейнсом правительству Англии, в этой стране был создан Национальный Совет экономического развития. Для вывода экономики из кризисного состояния Кейнс предлагает как решительное вмешательство государства, так и искусственное применение государственных расходов, например, строительство дорог, освоение новых территорий с целью создания рабочих мест (общественные работы).

Одной из задач Национального Совета была разработка государственных экономических и социальных программ, которые должны быть подчинены достижению главной цели – обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения.

Нынешняя модель регулирования занятости Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков: сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, целостная система профессионального обучения и трудоустройства, разработка программ обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи, разработка целевых программ общественных работ, развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения. В институциональной системе регулирования экономики и социальных отношений Великобритании имеется разветвленная сеть полуправительственных организаций. Вопросами занятости и безработицы занимается Комиссия по рабочей силе, которая выполняет совещательную функцию по отношению к правительству. Сегодня на государственном уровне регулирование занятости осуществляется Департаментом по вопросам занятости.

Заслуживает внимания опыт Великобритании в профориентационной деятельности. Главным координирующим органом в профессиональной деятельности является служба занятости молоджи, состоящая из более чем 3,6 тыс. консультантов и их помощников. Подготовка специалистов в этой сфере проводится в Великобритании с 1949 г.

Для континентальной модели, как и для шведской, характерны стремление к поддержанию высокого уровня занятости, сокращение численности занятых при повышении эффективности труда.  Поэтому вопросам занятости и безработицы уделяется первостепенное внимание. Оно вызвано как осознанием государством своей ответственности за состояние на рынке труда, так и причинами социально-политического характера, в частности наличием значительного количества трудовых иммигрантов, которые создают конкуренцию местным работникам. На нивелирование этого явления во Франции направлена, в частности, реализация программы занятости «Новые услуги – новые рабочие места». Среди других мероприятий она предусматривает возмещение государством до 80 % затрат предприятиям на создание новых рабочих мест для молодежи.

В Германии основная часть субсидий направляется кооперативам, которые образовались на базе предприятий-банкротов из безработных, имеющих определенные знания, но не имеющих навыков в организации бизнеса [27, c. 51].

[28, с. 167].

Японской моделью предусматриваются гарантии занятости работникам в течение всей трудовой жизни, увеличение всех видов выплат в зависимости, прежде всего, от стажа работы. Уровень безработицы в Японии в течение последних лет составляет 3–3,5 %. Однако отечественные ученые отмечают, что это модель, которая может быть реализована в специфической ментальной среде, несмотря на то, что условия жизни отличаются от западноевропейских, российских и украинских стандартов.

Система трудовых отношений в Японии основывается на «пожизненном найме». Что касается сокращения трудовых затрат на рабочую силу, то в японских фирмах это осуществляется благодаря перемещениям внутри предприятия или между предприятиями, а не за счет увольнения работников,как это осуществляют американские фирмы.

Роль государственной службы занятости должна расти, прежде всего, в прогнозировании структурных сдвигов в экономике региона и разработке соответствующих потребностям региона программ трудоустройства. В последнее время все большее распространение приобретают именно гибкие и нестандартные формы занятости. Так, в странах ЕС треть рабочей силы охвачена гибкой занятостью.

Гибкая занятость предназначена оптимизировать количество рабочего времени, время начала и окончания рабочего дня, создать гибкие рабочие места. Широкое распространение в развитых странах получил такой вид гибкой и НФЗ (новой формы занятости), как частичная занятость. Например, при необходимости расширить режим работы предприятия и привлечь к работе в «часы пик» дополнительные рабочие руки, чтобы снизить нагрузку на работающих и лучше удовлетворить потребности клиентов и др., для рабочих – с возможностью иметь условия работать с учетом ресурсов здоровья, необходимости подготовки к выходу на пенсию, совмещать работу с воспитанием детей и тому подобное [10, с. 68].

Выводы.В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения.

Адаптация зарубежного опыта к постсоветским условиям и его внедрение должно учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны. В постсоветских странах, например, широкому использованию общественных работ мешают, с одной стороны, отсутствие средств в местных бюджетах, незаинтересованность предприятий в организации этих работ вследствие ограниченной потребности в рабочей силе, с другой стороны – непопулярность таких работ среди незанятых граждан по причине того, что это временно, не соответствует квалификационному уровню и по причине психологической неприемлемости.

Однако, несмотря на различные препятствия, в постсоветских странах борются с безработицей, разрабатывают государственные и региональные социально-экономические программы, которые подчинены достижению главной цели – обеспечению полной занятости рабочей силы и повышениию жизненного уровня населения.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. Институциональная среда рынка труда Республики Беларусь

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [30].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест [31]. В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости [31].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости [31]. В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости. Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам.

2. Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным.

3. Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду.

4. Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы.

5. Принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью.

6. Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать.

7. Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики.

8. Участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления.

9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь[31].

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) Содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли.

2) Развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации.

3) Обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено.

4) Повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости.

5) Совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы [31].

2.2 Анализ занятости и безработицы Республики Беларусь

Переходный период – период времени, в течении которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

  Экономика Беларуси находится в переходном состоянии. И поэтому рассмотреть особенности безработицы в переходной экономике можно на примере Республики Беларусь.

Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением случаев внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

В силу указанных обстоятельств уровень и структура безработицы в Бела(испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безрабоколичественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости [2, С.83].

Анализ статистических данных не позволяет сделать однозначные выводы о состоянии и динамике безработицы в Беларуси (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 -Уровень зарегистрированной безработицы  в органах по труду, занятости и социальной защите в Республике Беларусь, %

За период 2009-2012 года отмечается спад уровня безработицы к численности экономически активного населения с 0,9 до 0,5%, с 2012 по 2014 годы – остается стабильным (0,5 %). С 2014 по 2015 годы резко возрастает до 1,0 %. И с 2015 по 2017 годы  уровень безработицы стабильно падает до 0,5 %. По состоянию на  01.03.2018 уровень безработицы не изменился, 0,5 %[5].

Анализ динамики и структуры официальной безработицы проводится специалистами Комитета по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь в мониторингах, которые, на наш взгляд, полно, наглядно и компетентно отражают ситуацию на официальной части открытого рынка труда.

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина (и, соответственно, преобладающий вид) - это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов на микроуровне. Этот сегмент безработицы в Беларуси можно оценить по сумме показателей: численность уволенных по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятий и численность уволенных по собственному желанию. Последнюю величину необходимо учитывать в составе вынужденной безработицы по следующим соображениям: в условиях существенного снижения заработной платы наниматель косвенно инициирует работника к увольнению по собственному желанию, поскольку в противном случае необходимо выплачивать пособие по увольнению, другие доплаты (рисунок 2.2). Поэтому часть уволенных по собственному желанию работ работников, по сути, является вынужденно безработной [1, С.83].

Рисунок 2.2 -  Динамика вынужденной безработицы в Республике Беларуси (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Второй вид безработицы, имеющий место в Беларуси, можно отнести к структурной безработице. Она возникает в силу квалификационного несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест (вакансий) и безработных. Оценить параметры структурной безработицы по конкретным профессиям и специальностям достаточно сложно, поскольку, по нашему мнению, их расчет может быть произведен только для региональных рынков труда, а не для совокупного. Прослеживаются общая избыточность инженеров, техников, механиков, библиотекарей, психологов; недостаточность юристов, менеджеров, маркетологов, специалистов по организации бизнеса в сфере услуг, информационно-техническому обслуживанию бизнеса, высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, главных бухгалтеров, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, а также на неквалифицированный труд (грузчики, дворники, разнорабочие) [1, С.83]. Существует еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси - уволенные из состава Вооруженных Сил кадровые военные, которым в гражданской жизни необходимо приобретать новые профессии.

Характеризуя современную структурную безработицу в республике, следует отметить ее регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостью временного лага для подготовки рабочей силы. В отечественной экономике природа структурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, квалификацию, форму занятости) для обеспечения условий самовоспроизводства.

Одной из особенностей национального рынка труда являются скрытые процессы, происходящие в его рамках. Наличие нерегистрируемой безработицы и скрытой занятости является достаточно объемной его частью. Состояние национального рынка труда наряду с демографическими факторами детерминировано состоянием дел в экономике страны в целом. При этом влияние распространяется как на регистрируемую, так и на не регистрируемую часть рынка труда. Ухудшение ситуации в экономическом положении предприятий и иных организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, равно как и индивидуальных предпринимателей отзывается увеличением уровня официальной и не[4, С. 51].

Нерегистрируемая безработица оказывает значительное влияние на состояние рынка труда прежде всего в том плане, что количество неофициальных безработных значительно превышает их регистрируемый показатель [1, С.195].

Так, на 01.02.2018 в органы по труду, занятости и социальной защите обратилось 29,7  тыс. чел., из них зарегистрировано безработными 22,3 тыс. чел. [5].

В Беларуси можно выявить еще один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости - фрикционную безработицу. Ее принято идентифицировать по охвату людей, желающих сменить место работы, но а) либо работающих на прежнем месте из-за отсутствия видимой альтернативы; б) либо прибегнувших за помощью к службе занятости и получивших ее; в) либо самостоятельно ведущих поиск работы, не обращаясь в государственные службы. Статистически этот вид безработицы в республике на сегодняшний момент можно оценить по численности безработных, находящихся в данном состоянии не менее 1 месяца, либо по обследованию домашних хозяйств. Фрикционная безработица составляет 11-12% в официально контролируемой безработице [2, С.85].

Понятие «естественного» уровня безработицы, введенное Фридманом, означает такой ее уровень, при котором отсутствует циклическая безработица. Поскольку же для большинства стран этот уровень принимается как сумма фрикционной и структурной безработицы, то оправданно таким же принять его и для Беларуси.

По мнению некоторых авторов (например, Ванкевича Е.В.), уровень безработицы в 2% можно принять за ее нижний предел, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда (т.е. возвращение к поголовной и неэффективной занятости).

Одной из самых устойчивых тенденций, проявляющейся на национальном рынке труда, является феминизация официально регистрируемой безработицы. Об этом свидетельствует ряд факторов: во-первых, превалирование удельного веса женщин в составе всех зарегистрированных безработных на протяжении всего периода существования биржи труда; во-вторых, динамика их численности, имеющая тенденцию к росту в последние два года; в-третьих, численное преобладание женщин в составе отдельных социально-демографических групп безработных [4, С.50].

В период резких структурных преобразований в экономике женщины, с одной стороны, быстрее теряют рабочие места в силу своей меньшей профессиональной защищенности, а с другой - с большим трудом находят новую работу, являясь менее конкурентоспособной тендерной группой по сравнению с мужчинами. Именно женский контингент персонала предприятий, ведущих кадровые сокращения, в большей степени страдает от увольнений. [5].

Так, среди лиц, уволенных в 2017 г. В связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, женщины составили 3,7 %. Тогда как мужчины составили 1,7 %. Эта цифра свидетельствует о том, что чаще всего именно женщины, работающие по найму, вынуждены покидать свои рабочие места, становясь клиентами биржи труда(ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Следует отметить еще одну особенность безработицы в стране - это ее региональный характер. Так, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, уровень зарегистрированной безработицы в столице на конец 2017 года был равен 0,2%. В то же время в Витебской области он составлял 0,7 %, в Могилевской – 0,6 %, в Гомельской – 0,7%, в Брестской – 0,7 %, Гродненской – 0,6%, Минской – 0,5% [12] (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Существуют отдельные районы, где уровень безработицы является высоким. К примеру, в таких районах республики, как Волковысский (уровень безработицы – 0,9 %, число безработных - 298), Поставский (уровень безработицы – 0,8 %, число безработных - 130), Оршанский (уровень безработицы – 0,8 %, число безработных - 509), Молодеченский (уровень безработицы – 0,8 %, число безработных - 486) Лидский (уровень безработицы – 0,8 %, число безработных - 465), показатели безработицы превышают средние по стране [13]. В особенности высоким уровнем безработицы выделятся те регионы, которые характеризуются наличием монофункциональных производств.

Оценивая состояние безработицы в стране, необходимо отметить высокую численность лиц молодого возраста в составе зарегистрированных безработных. Безработица в Республике Беларусь в значительной степени носит выраженный молодежный характер. Традиционно молодыми безработными считаются лица, достигшие 16-летнего возраста (официально установленный возраст вступления в трудовые отношения) и до 29 лет включительно. В составе зарегистрированных на бирже труда безработных на конец 2017 года их доля составила 20,9 %. Этот показатель несколько снизился по сравнению с предшествующими годами. Так, на конец 2015 года доля безработных молодых людей в стране составляла 24,5% [12] (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

При этом молодежная безработица носит как сезонный (время окончания учебных заведений), так и общий характер. Каждый пятый молодой безработный является выпускником какого-нибудь учебного заведения, чаще всего - общеобразовательной средней школы. Представители этого контингента без(ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

период 2017 года [12]

Процесс трудоустройства безработных (особенно безработных женщин) затруднен, так как достаточно широкое распространение получило такое явление, как отказ в приеме на работу по дискриминационным причинам (пол, возраст, семейный статус, наличие малолетних детей, беременность, личные симпатии или антипатии нанимателя и др.)[17].

Государственная служба занятости действует в стране с 1991г. Она занимается регистрацией безработных, выплатой пособий, организацией обучения и переобучения, сбором информации о вакансиях, помощью в трудоустройстве, по переселению желающих в другую местность и др.

Финансирование этих мероприятий и ежегодно утверждаемых правительством программ занятости осуществляется за счет Государственного фонда содействия занятости [1, С.195].

Так, в Беларуси средний размер пособия по безработице, по информации Минтруда, в конце прошлого 2017 года составил 26,56 белорусских рублей.

Кроме того, в Беларуси безработный обязан периодически являться в службу занятости и может привлекаться к выполнению общественных работ [5].

Декрет Президента о дополнительных мерах по обеспечению занятости населения, принятый в марте 1997 г., увязал выплату пособия по безработице с участием в общественных работах. Выполнение декрета привело к тому, что у безработных пропал смысл регистрироваться в службе занятости, ибо пособие по безработице можно получить, лишь отработав установленную норму времени на общественных работах.Декрет также вынудил службу занятости более жестко контролировать соблюдение безработными обязанностей, возложенных на них противоречивыми нормами законодательства, что интенсифицировало процессы снятия с учета без какой-либо помощи по трудоустройству. Как показывают исследования, применение административных мер привело не к уменьшению безработицы, а к переливу ее из открытой формы в скрытую [1, С.195].

ГЛАЗА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Активизация механизмов рыночного регулирования экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Предпринимается комплекс мер по повышению территориальной мобильности рабочей силы, перемещению свободной рабочей силы в трудонедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается информационная, образовательная и финансовая поддержка безработным в организации собственного дела. Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице. В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды: структурная, скрытая, вынужденная.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

1) определение приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства; наличие положительной добавленной стоимости на предприятии; показатели социальной эффективности (рабочие места для лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, либо социально значимые производства, отрасли);

2) определение форм и направлений государственной поддержки выделенных приоритетных направлений в сфере занятости (государственное регламентирование организационно-правовых форм занятости; разрешение льгот по налогообложению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; льготы, связанные с принятием на постоянную работу лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда; государственная поддержка малых и средних частных предприятий, самозанятости граждан при закупке сырья, материалов для производства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в коммуникациях, информации, безопасности, которые недоступны ещё неокрепшим мелким предприятиям).

Действенная политика занятости Республики Беларусь должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Основными формами государственного регулирования рынка труда Республики Беларусь должно состоять и быть направленно на:

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

В системе регулирования безработицы Республики Беларусь целесообразно предложить:

Новая модель рынка труда Республики Беларусь занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью.  Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

Необходимо будет принять меры, направленные на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение. С этой целью предстоит разработать Программу создания и сохранения рабочих мест, в рамках которой необходимо осуществись: разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для реконструкции и модернизации предприятий; создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; целевую поддержку предприятий по созданию и сохранению рабочих мест для неконкурентоспособных граждан; создание условий для повышения качества рабочих мест; формирование эффективной структуры занятости населения на основе ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики [9].

Основными задачами политики занятости и рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Достижение этих задач предусматривает следующие направления:

Политика государства будет направлена на обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу. В этих целях будет продолжена целенаправленная работа по согласованию объемов и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с перспективной потребностью инновационного развития экономики и регионов страны в квалифицированной рабочей силе, расширению занятости в сфере новых видов услуг, обслуживающих инфраструктуру рыночного хозяйства. Для обеспечения занятости молодежи в будут реализованы программы профориентации на основе интенсивных технологий обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, сформирован банк вакантных должностей для трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Особое внимание будет уделено повышению эффективности системы социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. В этих целях предусматривается внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда, развитие надомного труда, содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, в том числе путем увеличения размеров финансовой поддержки для открытия собственного дела [9].

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

Заключение

Занятость – это любая, не противоречащая законодательным нормам, деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая трудовой доход. Занятость населения различается по видам и формам (полная, сезонная, временная и др.).

Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. В условиях социализма наличие безработицы официально отрицалось. Легализация данного феномена застала государство и общество врасплох, и они оказались не готовы к преодолению его негативных последствий.

Издержки безработицы носят экономический и социальный характер и проявляются как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельного человека. Так, в первом случае – это отставание реальных объемов национального производства от потенциальных, сокращение сбережений и инвестиций, сокращение налоговых поступлений в бюджет государства, падение покупательского спроса, затруднение в сбыте продукции, низкая производительность труда, социальные бунты, рост преступности. В отношении отдельного лица – это снижение уровня жизни населения ввиду сокращения доходов, потеря  трудовых навыков, квалификации, ухудшение здоровья.

Отсталость белорусской экономики, основанной на государственных средствах производства, низкая производительность труда, неспособность конкурировать с несоциалистическими производителями аналогичных товаров из-за высокой себестоимости и низкого качества продукции, а также неумение властей адаптировать экономику к рыночным условиям хозяйствования при открытии границ привели к резкому падению спроса на отечественную продукцию и к потере рынков сбыта. Следствием этого, в свою очередь, явилось появление избытка работников на предприятиях, что выразилось в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии фронта работ, снижении интенсивности труда и падении заработков. Естественное желание руководства предприятий избавиться от лишней численности подавлялось административными мерами, что еще больше замедляло адаптацию к новым условиям.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

Государственная политика способствовала переходу безработицы в скрытую форму. Для разрешения данной проблемы нет четкой государственной политики, служба занятости населения не выполняет возложенных на неё функций.

Значительную роль отводят взаимодействию безработных с государственными службами занятости. С целью расширения диапазона и качества предоставляемых ею услуг, а также развертывания адресной помощи безработным необходимо: изучение настоящих и перспективных потребностей отраслей экономики в определенных профессиях, оказание содействия министерствам и ведомствам в формировании прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу; оказание помощи вузам, учреждениям среднего специального и профессионального образования в формировании перечня необходимых профессий и специальностей; оказание финансовой, юридической и другой помощи безработным для создания собственного дела.

На сегодняшний день экономистами разработаны меры по повышению конкурентоспособности безработных на рынке труда, самозанятости и развитию частного предпринимательства, определены необходимые изменения в законодательной базе. Все эти меры сейчас существуют лишь на бумаге, а в реальности, государство не хочет признавать наличие столь высокого уровня безработицы, а, следовательно, и приводить в движение реализацию изложенных выше мероприятий.

Ежегодно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, в частности на пособия по безработице. Следует отметить, что в мировом разрезе размер пособия по безработице в Республике Беларусь является довольно низким, что также является причиной обхода многими безработными государственных служб занятости и формированию неформальной занятости, теневой экономики.

Таким образом, активная деятельность государства необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночной механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической активностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть необходимым.

Список использованных источников

  1. Беларусь: выбор пути. Сб. ст./ Под ред. П. Данейко, И. Пелипася, Е. Раковой. - Мн.-СПб.: «Невский Простор», 2003. - 210 с.
  2. Ванкевич, Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления /Е.В.Ванкевич.- Белорусский экономический журнал, 2001, №4 с.81-90
  3. Исаксен, А. Экономика переходного периода. Книга 1. Пер. с англ. Образцовой Н.А./ А. Исаксен, К. Гамильтон, Т.Гульфасон - М.: «Сов-ВИП», - 1993, - 224с.
  4. Лукашова, О.Г. Безработица и тендерные особенности трудоустройства безработных в Республике Беларусь / О.Г.Лукашова.-Социология, 2003, №3.
  5. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by
  6. Основы макроэкономики: Учеб. пособие. / Э.А. Лотухина, К.Н. Хорошун, Т.К. Хорошун и др. Под ред. Э.А. Лотухиной. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2001. –252с.
  7. Официальный интернет-портал  Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.gov.by
  8. Семенов, А. Модели прогнозирования спроса на рабочую силу / Семенов А.Кузнецов С. // Человек и труд.-№8.-2015- С.98
  9. Струк, Т.Г.   Пути повышения эффективности активной политики занятостости на региональном рынке труда / Струк Т.Г. // Человек и труд. - 2016. - №8.-С.98
  10. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2017.- Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2017
  11. Экономическая теория: Учебник /Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752с.
  12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.belstat.gov.by.
  13. Белорусский порталTUT.BY [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.tut.by.
  14. О занятости населения Республики Беларусь: закон Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. – 2006. - №94. – 2/1222.
  15. Потапова, И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста/ И.О. Потапова. – Мн.: ООО “Мисанта”, 2001. – 96 с.
  16. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей, учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред.Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442с.
  17. Новикова, И.В. Экономическая теория : учеб. Пособие / И.В. Новикова. – Минск: БГУ, 2008. – 379 с.
  18. Носова, С.С. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /С.С. Носова. – М.: Гуманитар.Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 519 с.
  19. Методы измерения безработицы // Информационный портал NiceEconomic эффективная экономика [Электронныйр ресурс]. 2012. Интернет-адрес:http://niceeconomic.ru/mecos-695-1.html.
  20. Варакса Е. Белстат сегодня начнет считать реальный уровень безработицы в Беларуси / Е. Варакса // Информационный портал onliner.by [Электронный ресурс]. 2001. Интернет-адрес:http://dengi.onliner.by/2012/02/20/belstat-segodnya-nachnetschitat-realnyj-uroven-bezraboticy-v-belarusi.
  21. Федеральная служба государственнойстатистики: Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gks.ru
  22. Экспресс-выпуск. Государственная служба статистики Украины: экономическая активность населения в 2016 г., в ІV квартале 2017 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ukrstat.gov.ua
  23. Евростат. Общий уровень безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ec.europa.eu/eurostat
  24. Дружинина, В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт / В.В. Дружинина // Научный Вестник Херсонского государственного университета. – 2014.– № 6. – С. 124–128.
  25. Зайцева, К.В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной экономики: монография / К.В. Зайцева. – Донецк: МЧП «ВИК», 2003. –294 с.
  26. Никольская, Г.К. Влияние глобализации экономических связей на состояние рынка труда в США / Г.К. Никольская // Труд за рубежом. – 2000.– № 1. – С. 13–16.
  27. Туленков, М.В. Организационно-управленческие основы регулирования занятости в Германии / М.В. Туленков // Бюл. ИПК ГСЗУ. – 2004. –№ 1. – С. 50–54.
  28. Белоус, И. Опыт стран ЕС в сфере социальной поддержки населения / И. Белоус // Мир финансов. – 2006. – № 4. – С. 165–169.
  29. Афонин, Е.А. Социальная сфера и проблемы государственного управления / Е.А. Афонин,В.О. Чмыга // Экономика и государство. – 2007. –№ 1. – С. 67–69.
  30. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.
  31. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А. Распределение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по причинам увольнения с работы и их последнему занятию

Безработные, всего

В том числе

увольнение по желанию работника и соглашению сторон

уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников

выпускники учебных заведений

другие категории граждан

Всего

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

100

100

100

100

100

100

100

34,1

27,5

39,4

38,8

34,9

32,3

29,2

2,5

2,6

2,1

3,6

3,4

2,2

2,4

4,8

4,6

3,7

2,4

2,3

3,3

3,2

58,6

65,3

54,8

55,2

59,4

62,2

65,2

Мужчины

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

100

100

100

100

100

100

100

38,6

30,1

40,6

38,5

33,9

31,5

27,7

1,1

1,0

0,8

1,4

1,8

1,4

1,7

3,1

2,6

1,8

1,7

1,6

2,4

2,4

57,2

66,3

56,8

58,4

62,7

64,7

68,2

Женщины

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

100

100

100

100

100

100

100

30,1

25,3

38,1

39,2

36,5

33,8

32,1

3,8

3,9

3,4

6,8

6,3

3,7

3,7

6,4

6,4

5,7

3,4

3,5

4,9

4,7

59,7

64,4

52,8

50,6

53,7

57,6

59,5

П р и м е ч а н и е: Источник [10, С.138]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТаблицаБ. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям

Численность безработных, тыс. человек

Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах

Республика Беларусь

2014

2015

2016

2017

24,2

43,3

35,3

22,9

0,5

1,0

0,8

0,5

Области:

Брестская

2014

2015

2016

2017

4,0

6,6

5,6

4,1

0,6

1,1

0,9

0,7

Витебская

2014

2015

2016

2017

3,6

5,9

5,0

3,5

0,7

1,1

1,0

0,7

Гомельская

2014

2015

2016

2017

4,6

7,3

5,8

4,2

0,7

1,2

1,0

0,7

Гродненская

2014

2015

2016

2017

3,1

5,4

4,3

2,8

0,6

1,1

0,9

0,6

Город Минск

2014

2015

2016

2017

2,5

6,8

5,4

2,3

0,2

0,6

0,5

0,2

Минская

2014

2015

2016

2017

3,3

6,1

5,0

3,3

0,5

0,9

0,7

0,5

Могилёвская

2014

2015

2016

2017

3,1

5,2

4,2

2,7

0,7

1,1

0,9

0,6

П р и м е ч а н и е: Источник [12]

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В. Распределение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам

Безработные, всего

В том числе в возрасте, лет

16-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50 и старше

2013

100

4,8

14,5

12,8

11,7

11,7

11,7

11,5

21,3

2014

100

3,8

12,1

11,7

12,3

12,1

12,5

12,0

23,5

2015

100

3,4

10,9

10,2

11,2

11,7

12,6

13,2

26,8

2016

100

3,1

9,7

9,0

10,5

11,5

12,8

13,7

29,7

2017

100

3,0

8,9

9,0

10,8

11,1

12,5

13,2

31,5

П р и м е ч а н и е: Источник [12]

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица Г. Распределение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по уровню образования

Безработные, всего

В том числе имеют образование

высшее

среднее специальное

профессионально-техническое

общее среднее

общее базовое (включая общее начальное)

2013

100

11,1

13,9

27,2

35,2

12,6

2014

100

11,1

13,1

30,4

33,3

12,1

2015

100

14,4

14,8

31,5

29,7

9,6

2016

100

14,3

14,3

32,5

29,9

9,0

2017

100

14,6

13,8

32,0

29,7

9,9

П р и м е ч а н и е: Источник [12]




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Преступность в СССР и в Республике Беларусь

2. История криминологии и ее современное состояние в Республике Беларусь

3. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь

4. ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ. РЕФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5. Особенности занятости и трудоустройства молодежи

6. Занятость и безработица. Рынок труда как регулятор занятости

7. Отчет по технологической практике ГУ «Отдела занятости социальных программ»

8. Безработица и ее типы. Определение уровня безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости населения

9. Социально-экономические проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Казахстан

10. Мая Радзiма Беларусь Урок